Персоналии
Список персоналийМалаховский Всеволод Антонович (06.10.1890 - 1966)
Малаховский Всеволод Антонович – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Куйбышевского пединститута (на протяжении 26 лет), Заслуженный деятель науки РСФСР, организатор Зонального объединения кафедр русского языка Среднего и Нижнего Поволжья, руководитель и вдохновитель межобластного кабинета 10-го тома «Диалектологического атласа русского языка», специалист в области диалектологии, лингвогеографии, вузовской методики преподавания русского языка.
Творческий путь В. А. Малаховского
Родился В. А. Малаховский в г. Чите, тут начал он свою педагогическую деятельность после окончания историко-филологического факультета Казанского университета, с 1923 по 1939 гг. он работал в Иркутском университете. Диалектологическая деятельность со времени работы в Иркутске и до конца жизни В. А. Малаховского была в его научной биографии едва ли не главным направлением.
Пик этой деятельности связан с начавшимся в конце 30-x годов ХХ в. в России массовым изучением русских диалектов для создания Диалектологического атласа русского языка. В осуществлении этой масштабной задачи В. А. Малаховскому принадлежит одна из ключевых ролей. А в изучении поволжских говоров, в создании базы для составления 10-го (Юго-Восточного) тома Атласа (по планировавшейся Академией наук структуре) - едва ли не главная роль. В. А. Малаховский не только официально руководил этой работой, возглавляя межобластной кабинет 10-го тома, но и был страстным её вдохновителем, ревнивым хранителем материалов Атласа. Во многом благодаря личным усилиям этого замечательного ученого общее количество населенных пунктов, обследованных в регионе по обширной академической «Программе собирания сведений для составления Диалектологического атласа русского языка», давно превысило тысячу.
По существу, деятельностью В. А. Малаховского уже в эти годы была заложена база для разноаспектных обобщающих исследований. Это:
а) лингвогеографические исследования;
б) изучение проблем системности диалектных явлений;
в) проблема устойчивости – неустойчивости диалектных явлений;
г) проблема степени проницаемости – непроницаемости диалектных систем для влияния литературного языка и инодиалектного влияния;
д) обобщение лингвогеографических данных для раскрытия причин возникновения диалектных явлений.
Более активно развернулась работа по 10-му тому, во многом благодаря большой энергии и настойчивости В. А. Малаховского, возглавлявшего коллектив собирателей диалектного материала. Под руководством В. А. Малаховского был проведен ряд совещаний (в Куйбышеве – 1945 г., в Оренбурге 1946 г., в Саратове – 1947 г.), на которых обсуждались и общие принципы организации деятельности по собиранию диалектного материала, и первые результаты работы, отраженные, в частности, в статье В. А. Малаховского «Новые данные о говорах Куйбышевской области»
Далее...(Малаховский В. А. Новые данные о говорах Куйбышевской области // Материалы и исследования по русской диалектологии. Т. 1. М., 1949). Начатая работа с разной степенью интенсивности продолжалась и в последующие годы.
Активная и систематическая диалектологическая работа в Куйбышеве началась в 1939 г., с момента приезда сюда В. А. Малаховского, который затем 26 лет заведовал кафедрой русского языка Куйбышевского (Самарского) педагогического института и столько же занимался изучением говоров Поволжья. В. А. Малаховский возглавил кафедру, будучи уже известным в стране методистом и опытным диалектологом, за плечами которого – изучение говоров родной Сибири. Он пригласил таких талантливых ученых и педагогов, как А. Н. Гвоздев, А.А.Дементьев, С.В.Фролова и др.
В. А. Малаховский и руководимая им кафедра возглавили работу десятка вузов Поволжья, которым сразу же после окончания Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. Академия наук СССР поручила составление 10-го тома «Диалектологического атласа русского языка». Куйбышевскими диалектологами, среди которых сначала доцент, а с 1944 года профессор А. Н. Гвоздев, доцент (позже профессор) С.В. Фролова, студенты Д.И.Алексеев,П. М. Ганюшин и десятки, даже сотни других. Диалектологи обследовали свыше 300 населенных пунктов, что позволило внести существенные коррективы в прежние представления о границах между северновеликорусскими, южновеликорусскими и средневеликорусскими говорами Поволжья, в частности, о границах так называемого «самарского южнорусского (южновеликорусского) острова».
В квартире В. А. Малаховского был «штаб» диалектологической работы. В кабинете ученого содержался весь архив 10-го тома Диалектологического атласа – материалы более, чем по тысяче (!) населенных пунктов Поволжья. Архив тщательно оберегался хозяином, а все, кто работал с ним, аспиранты и преподаватели, целые дни, а подчас и недели проводили у Малаховских – жили в кабинете у Всеволода Антоновича или в отдельной комнате.
Высокий уровень диалектологической работы в Куйбышеве определялся квалификацией профессоров В. А. Малаховского и А. Н. Гвоздева. Они растили кадры исследователей народной речи, среди которых были и будущие доктора и профессора Е.С.Скобликова, Д. А. Алексеев, О. Д. Кузнецова, В. Д. Бондалетов (ключевые слова) и др.
В Самаре В. А. Малаховский продолжал заниматься изучением говоров. Значительны публикации В. А. Малаховского 40–50-х гг. ХХ в.
Далее...Малаховский В. А. Говоры Новобуянского района Куйбышевской области // Ученые записки / Куйбышевский педагогический институт, 1942.
Малаховский В. А. К вопросу о влиянии говора на орфографию школьника // Русский язык в школе. 1946.
Малаховский В. А. Из истории изучения русских говоров Куйбышевской и Ульяновской областей // Ученые записки / Куйбышевский педагогический институт, 1947. Вып. 8.
Малаховский В. А. Новые данные о говорах Куйбышевской области // Материалы и исследования по русской диалектологии: Сб. М., 1949. Т. 2.
Малаховский В. А. Куйбышевская областная диалектологическая хрестоматия // Ученые записки. Вып. 17 / Куйбышевский педагогический институт. Куйбышев, 1957.
В. А. Малаховский принадлежит к числу лингвистов, заложивших основы функционального подхода к анализу языковых фактов. По мысли В. А. Малаховского, «для наблюдений и экспериментов в области языка нужен известным образом собранный материал, расположенный в известном порядке и дающий максимальное количество тех фактов, на которых можно было бы построить соответствующие вопросы»
Далее...Малаховский В.А. Очерки по методике русского языка. 2-е изд. М., 1928. С. 84.
В. А. Малаховский неоднократно высказывал мысль о том, что учебник русского языка не должен быть «мертвой книгой», передающей учащимся готовые знания. Книга по языку для учащихся, по мнению ученого, должна давать «простор для самостоятельных научных изысканий и собственных научных выводов учащихся»
Далее...Малаховский В.А. Очерки по методике русского языка. 2-е изд. М., 1928. С. 83.
Методические принципы В. А. Малаховского, сформулированные еще в 20-е годы ХХ в., не утратили своей актуальности до настоящего времени. По сути дела они нацеливают на проблемное обучение, ставшее в современной лингводидактике одним из ведущих направлений.
Трудно переоценить роль методического наследия В. А. Малаховского: многие из статей ученого до сих пор представляют ценность для методистов и учителей-практиков
Далее...Малаховский В. А. Какие вопросы интересуют преподавателей русского языка и литературы: Методический путеводитель для работников массовых школ. М.; Самара, 1932. №6;
Малаховский В. А. Методика грамматического разбора в старших классах школы // Русский язык и литература в средней школе. 1934. №3.
Малаховский В. А. Орфоэпия в средней школе // Русский язык и литература в средней школе: Сб. Куйбышев, 1940.
Малаховский В. А. Против штампа в преподавании русского языка в школе // Русский язык в школе. 1947. №1.
Малаховский В. А. О культуре речи в школе. Куйбышев, 1961.
Малаховский В. А. Опыт организации самостоятельной работы студен¬тов по лингвистическим дисциплинам // Вопросы теории и методики изучения русского языка: Труды 2-ой научной конференции кафедр русского языка пединститутов Поволжья. Куйбышев, 1961.
В профессоре В. А. Малаховском счастливо сочетались качества подлинного лингвиста-теоретика, великолепного учителя-практика, мудрого методиста-организатора, блестящего академического лектора, талантливого научного руководителя аспирантов, всегда доброжелательного, искреннего Человека. До сего времени актуальны первые его опыты теоретического осмысления насущных вопросов теории языка, отразившиеся в ряде публикаций
Далее...Малаховский В. А. Языковедение в новой программе ФЗС: Методический путеводитель для работников массовых школ. М.; Самара, 1932;
Малаховский В. А. Общее языкознание: Пособие для заочников. Самара, 1934;
Малаховский В. А. Русские этимологии в исследованиях академика Н. Я. Марра // Бюлл. Диалектологического сектора / ИРЯ АН СССР. 1947. Вып. 1.
Малаховский В. А. Язык и речь // Материалы Пятой межобластной конференции языковедов Поволжья: Сб. Волгоград, I960;
Малаховский В. А. Сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание». М.: Учпедгиз; 1960. Научные работы В. А. Малаховского обращают на себя внимание оригинальностью сужений, четкостью положений, глубиной и доказательностью.
Многие дела В. А. Малаховского были поистине фундаментальными. По инициативе В. А. Малаховского в 1939 г. при кафедре русского языка первой в Самарском пединституте была открыта аспирантура по специальности «Русский язык», в которой за годы его деятельности обучалось более ста человек; из них у профессора В.А.Малаховского в аспирантуре обучалось двадцать человек. Все они защитили кандидатские и докторские диссертации. Именно стараниями В. А. Малаховского в 1957 г. было создано Зональное объединение кафедр русского языка Среднего и Нижнего Поволжья, которое и ныне выполняет высокое свое назначение – является организатором научно-исследовательской работы языковедов региона.
Яркое, зажигательное слово златоуста В. А. Малаховского всегда собирало полные аудитории и первокурсников, только еще обращающихся к тайнам курса «Введение в языкознание», и студентов выпускного курса, уже сознательно ищущих вместе со своим корифеем лектором ответы на сложнейшие вопросы языкознания. Подлинный педагог, В. А. Малаховский привлекал к научно-исследовательской и научно-методической работе студентов, принимал участие в работе научных кружков и диалектологических экспедиций, участвуя в подготовке новых научных кадров.
Учитель учителей, В. А. Малаховский считал необходимым вести занятия и в Институте усовершенствования учителей, выступать на крупных методических совещаниях и на августовских конференциях.
Высокие награды: ордена и медали, которыми был награжден В. А. Малаховский, почетное звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации – по достоинству венчали вклад ученого в развитие отечественного языкознания и методики преподавания русского языка в вузе и школе.
Литература о жизни и деятельности В. А. Малаховского
1. Дементьев А. А. Юбилей В. А. Малаховского // Русский язык в школе. 1961. №1. С. 108.
2. Фролова С. В. Всеволод Антонович Малаховский (К 75-летию со дня рождения) // НДВШ. Филологические науки. 1966. №3. С. 207-208.
3. Фролова С. В, Памяти Всеволода Антоновича Малаховского // НДВШ. Филологические науки. 1966. №4.
4. Всеволод Антонович Малаховский (Некролог) // Русский язык в школе. 1966. № 6. С. 110.
5. Дементьев А.А. Научная деятельность профессора В. А. Малаховского// Исследование языка художественных произведений: Сб. Куйбышев, 1978. С. 3-8.
6. Кузнецова Л.М. Актуальные вопросы обучения русскому языку в трудах В. А. Малаховского // Русский язык в школе. 1976. №5. С. 91-95.
7. Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды: В 3-х т. Минск; Изд-во БГУ им. В. И. Ленина. 1978. Т. 3. С. 66-68.
8. Всеволод Антонович Малаховский: Указатель литературы / Под ред. проф. В. Г. Асеева. Иркутск, 1979.
9. Безуглова О.А., Скобликова Е.С. Всеволод Антонович Малаховский (1890-1966) // Русская речь. 1986. №1. С. 89-92.
10. В. А. Малаховский и изучение народных говоров Поволжья: Учебное пособие по русской диалектологии /сост. М. Н. Барабина, О. А. Безуглова, Л. И. Бордунова, Т. Ф. Зиброва. Куйбышев, 1991.Творческое наследие В. А. Малаховского и современность: Межвуз. сб. науч. трудов / Куйб. пед. ин-т. Куйбышев, 1994.
11. Тихонова Р.И. Профессор В. А. Малаховский / Серия «Самарские филологи». Всеволод Антонович Малаховский. Самара, 1997. С. 4-11.
Труды В. А. Малаховского
1915
1. Крылов как журналист и критик и его значение в истории русской критики// Филологические записки 1915. Вып. 3-6. С.727-759.
1921
2. К вопросу о преподавании родного языка в новой школе// Вестник просвещения. Чита. 1921. № 1. С.22-25; №2. С.62-65; №3-4. С.51-59; №5. С.78-80.
1922
3. Современные методы истории русского языка// Труды Института народного образования в Чите. 1922. Кн.1. С.93-120.
4. Эпитет Тютчева // Камены: Сб. историко-лингвистического кружка при Институте народного образования в г.Чите. Чита, 1922. С.17-30.
1923
5. Новая грамматика русского языка: Опыт пособия для учителей и педагогических техникумов. С приложением статьи того же автора «Школьная и научная грамматика». Чита, 1923. 152.
6. Об изучении сибирской диалектологии// Известия Института народного образования в г.Чите. 1923. Кн.1 С.98-124 с табл.
7. Школьная и научная грамматика. Чита: Издание Автора, 1923. 12 с.
8. Рецензия: Пешковский А. М. Краткие планы уроков по грамматике (обучение взрослых). Элементы синтаксиса и морфологии (применительно к программе рабочих факультетов). М., 1922 // Известия Института народного образования в г. Чите. 1923. К.1. С.319-324.
1924
9. Как дети сами написали грамматику// Сибирский педагогический журнал. 1924. № 4. С. 48-55.
10. Синтаксическое значение инфинитива в русском языке// Сборник трудов/ Иркутский ун-т. 1924. Вып.8. С.33-58.
1925
11. К вопросу об орфографической неграмотности // Родной язык в школе. 1925. №8. С.98-105.
12. Комплексная форма преподавания и краеведение// Сибирская живая старина. 1925. Вып.3-4. С.182-282.
13. Народные говоры Сибири // Сибирская живая старина. 1925. Вып.3-4. С. 310.
14. Новая грамматика русского языка: Опыт пособия для учителей и пед.техникумов. 2-е перераб. изд. Л.: Госиздат, 1925. 96 с. (Трудовая школа).
15. Новые учебники по грамматике / Рец.: Абакумов С. И. Учебник русской грамматики. Опыт применения принципов научной грамматики и школьно-грамматической практике. Ч.: 1 Фонетика и морфология: Пособие для учителей. 2-е изд. М., 1924 // Вопросы Просвещения на Дальнем Востоке. Владивосток. 1925. № 7. С. 89-91.
16. Об изучении русских говоров Сибири: Опыт инструкции. С приложением очерка П.Я. Черных «Итоги и задачи диалектологического изучения Сибири». Иркутск, 1925. 48 с. (Этнологическая секция Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества).
17. Основные принципы комплексного преподавания // Вопросы новой школы: Сб. трудов. Вып. 9/ Иркутский университет. 1925. С.1-23.
18. Отчёт о диалектологической поездке в село Посольское (оз.Байкал) в августе месяце 1924г. // Сибирская живая старина. 1925. № 3-4. С.192-195.
19. Советское виноградье. С приложением заметки М. Азадовского «Четыре ленских колядки»// Там же. С.41-52.
1926
20. Для чего необходимы в школе наблюдения над языком // Просвещение Сибири. 1926. № 7. С. 9-13.
21. Новая грамматика русского языка. 3-изд. М.-Л.: ГИЗ, 1926. 96 с.
22. Отчёт о диалектологической поездке в Баргузинский район // Сибирская живая старина. 1926. № 5. С.177-178.
23. Родной язык в комплексной системе преподавания // Родной язык в школе. 1926. №9. С.80-90.
24. Судьба грамматических наблюдений в комплексных программах ГУСа // Родной язык в школе. 1926. № 10. С.80-87.
25. Рец. Абакумов С. И., Клюева В. Н. Рабочая книга по орфографии: Сб. материалов и задач для самостоятельных орфографических упражнений. М.-Л., 1926 // Просвещение Сибири. 1926. № 10. С.97-99.
1927
26. Изучение детского и юношеского словесного творчества как основы для построения методики развития речи // Родной язык в трудовой школе. 1927. Вып.1. С. 256-268.
27. Импровизационный метод в развитии речи // Родной язык в школе. 1927. № 6. С. 196-203.
28. К тридцатилетию Иркутского городского театра (12 сент. 1897-12 сент. 1972) // Тридцать лет Иркутского городского театра:1897-1927. Иркутск, 1927. С.75-89.
29. О работе педфака Иркутского университета с учительством района // Просвещение Сибири. 1927. № 4. С.94.
30. Очерки по методике русского языка. М.-Л.: Изд-во «Долой неграмотность». 1927. 263 с.
31. Рец. Фридлянд и Шалыт. Вторая книжка по правописанию М., 1927 // Просвещение Сибири. 1927. № 12. С.115-116.
1928
32. Вопросы школьного краеведения и «Просвещение Сибири» ( К пятилетию журнала) // Просвещение Сибири. 1928. № 5. С.48-51.
33. Иркутский педагогический факультет (К 10-летию Иркутского гос.университета)// Просвещение Сибири. 1928. № 10. С.87-88.
34. Комиссия по связи с окончившими педагогический факультет Иркутского университета// Просвещение Сибири. 1928. № 5. С.128-129.
35. Краеведение и обучение грамоте (К постановке вопроса) // Просвещение Сибири. 1928. № 12. С.71-73.
36. Методика наблюдений над языком в вопросах учителей школы 1 ступени // Просвещение Сибири. 1928. № 1. С.46-49.
37. Работа словесников в Иркутске // Родной язык и литература в трудовой школе. 1928. № 2. С.152-155.
38. Фонетика и методика обучения грамоте // Просвещение Сибири. 1928. № 1. 148-149. (Переписка с читателями).
39. Рец. Введенский Д.Н. Пиши грамотно: Пособие для совпартшкол общеобразовательных школ и кружков взрослых. 2-е изд., испр. и доп. М., 1927 // Просвещение Сибири. 1928. №12. С. 97-98.
40. Рец. Венедиктов П.С. К вопросу о недостаточной подготовке по русскому языку учащихся, поступивших в вузы (По поводу приёмных испытаний в Гос. Дальневосточном ун-те, осень 1926г.) // Труды Дальневосточного ун-та. 19. № 7-8. С.150-152.
41. Рец. Виноградов Г.С. Детские тайные языки // Сибирская живая старина. 1926. Вып. 4 // Там же № 1. С 143-144.
42. Рец. Родной язык в школе/Научное педагогическое сообщество. М., 1927. Кн. 3-4 // Там же. С.138.
1929
43. К вопросу об упрощении правописания (По поводу статьи тов. Топорова «Долой балласт) // Просвещение Сибири. 1929. № 11. С.60-62.
44. Сибирские темы в современной детской художественной литературе. Иркутск, 1929. 32 с. (Библиотека учителя-краеведа. Вып. 1).
1930
45. Антирелигиозное воспитание в работе словесника: Материалы для антирелигиозной работы в школе 2 ступени: (Из работы «Семинар по методике русской литературы») / Под ред. А.П. Окладникова. Иркутск, 1930. 19 с.
46. Вопросы преподавания русского языка и литературы в педагогической прессе (Библиография и обзор) // Просвещение Сибири. 1930. № 1. С.15-18.
47. Методика наблюдений над языком в разработке германских методистов. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1930. 17 с.
48. Методика правописания в разработке германских методистов // Русский язык в советской школе. 1930. № 4. С.182-191.
49. Фонетический метод в воспитании правописного навыка // Просвещение Сибири. 1930. № 5. С.49-53.
1931
50. В борьбе за марксизм в науке и языке (Итоги языковедческой дискуссии в Комакадемии)// Просвещение Сибири. 1931. № 4. С.56-62.
51. За лучшую постановку правописания в политехнической школе: Методический путеводитель для работников массовых школ. М.-Самара, 1931. № 17. С.3-6.
52. Итоги работы (1-го) Средневолжского краевого съезда словесников (25-29 мая 1931 г. в Самаре) // Там же. № 10. С. 32-33.
53. К работе словесника над заданием // Русский язык в советской школе. 1931. № 4. С.87-94.
54. Каким должен быть учебник по русскому языку для школы 1 ступени: Методический путеводитель для работников массовых школ. М.-Самара, 1931. №4. С.27-30.
55. Методика наблюдения над языком в разработке германских методистов // Сборник трудов/ Иркутск. ун-т. Т. 18. Вып.1: Педагогический факультет. Часть: Методика. 1931. С.83-98.
56. Работа над литературным произношением в сибирской школе // Культурный фронт. Иркутск, 1931. №5-6. С.45-52.
57. Рабочая книга по языку и литературе для школ колхозной молодёжи Средневолжского края/ Сост.: В.А. Малаховский, В.М. Володин, С.А. Стрельцова, С.В. Фролова. Самара: Госиздат. Средневолжское краевое отделение. 1931. 168 с.
58. Средневолжский краевой съезд словесников // Русский язык в советской школе. 1931. №5. С.184-190.
59. Элементарная грамматика русского языка. Самара, 1931. 54 с.
1932
60. Графический метод в преподавании языка: Методический путеводитель для работников массовых школ. М.-Самара, 1932. № 6. С.2-6.
61. Какие вопросы интересуют преподавателя русского языка и литературы (Из практики консультационной работы кафедры методики русского языка Самарского пединститута) // Там же. № 7. С. 30-33.
62. Языковедение в новой программе ФЗС // Там же. №6. С.27-31. Библиограф.: Что читать словеснику при проработке новых программ ФЗС по русскому языку. С.28-31.
1933
63. Методика школьного грамматического разбора: Методический путеводитель для работников массовых школ. М.-Самара, 1933. №7-8. С. 29-38.
64. Построение педагогического процесса по языку в школе // Там же. С. 13-25.
1934
65. Исторические справки о происхождении глагольных форм (5-ый год обучения): Методический путеводитель для работников массовых школ. М.-Самара, 1934. №2. С.11-15.
66. Методика грамматического разбора в старших классах школы // Русский язык и литература в средней школе. 1934. №3. С.16-22.
67. Общее языкознание (Конспект лекций): Пособие для заоч.отд. Самарск. пед. ин-та. Самара, 1934.
68. Причины орфографической безграмотности // Русский язык и литература в средней школе. 1934. № 1-2. С. 41-50.
69. Происхождение наречия: Методическая разработка для 5-го класса // Методический путеводитель для работников массовых школ. М.: - Самара, 1934. № 8. С. 14-18.
70. Существительные первого склонения и их правописание: Методическая разработка для 5-го класса //Там же. № 9. С. 5-7. Совместно с С. Оглоблиным.
71. Элементы истории русского языка в средней школе // Там же. №6. С.1-10.
1935
72. Значение В.Г. Белинского в истории русского литературного языка// Русский язык и литература в средней школе. 1935. № 1. С. 12-22.
73. Хрестоматия по истории русского языка: Тексты, словарь и палеографические снимки: Пособие для заочников/ Самарск. пед. ин-т. Самара. 1935. 24 с.
1936
74. Вопрос о второстепенных членах предложения // Русский язык в школе. 1936. № 3. С. 3-14.
75. Значение фонематического анализа в воспитании правописного навыка: Доклад // Вопросы орфографии в школе: Материалы научного совещания. 13-17 декабря 1935 г. М., 1936. С. 45-53. Заключительное слово. С. 56-58.
76. Проблема безударных гласных в методике правописания // Русский язык в школе.1936. № 2. С. 37-42.
1937
77. Произношение и орфография А.С. Пушкина // Русский язык в школе. 1937. № 2. С. 3-12.
1938
78. Язык писем А.С.Пушкина // Известия АН СССР. Отделение обществ. наук.1937. № 2-3. С. 503-568.
79. Лексика писем Пушкина // Учёные записки / Куйбышевск. пед. и учит. ин-т. Куйбышев, 1938. Вып.2. С. 4-35.
1940
80. Несколько сказок // Волжская новь. Куйбышев, 1940. Кн. 9. С. 222-224.
81. О диалектологическом атласе Куйбышевской области / Куйбышевск. пед. и учит. ин-т, Куйбышев. 1940. 20 с.
82. Орфоэпия в средней школе// Русский язык и литература в средней школе. Куйбышев, 1940. С. 31-44.
1941
83. Тургенев-лингвист // Русский язык в школе. 1941. №1. С.10-18.
1942
84. Говоры Новобуянского района Куйбышевской области // Учёные записки /Куйбышевск. пед. и учит. ин-т. 1942. Вып.5. С. 57-90.
1943
85. Проблема Тютчева в истории русского литературного языка // Учёные записки /Куйбышевск. пед. и учит. ин-т. 1943. Вып. 7. С. 394-410.
1946
86. К вопросу о влиянии говора на орфографию школьника // Русский язык в школе. 1946. № 1. С. 56-60.
87. К.Д. Ушинский о воспитательном значении родного языка // Советская педагогика. 1946. № 3. С. 59-67.
1947
88. Вторая диалектологическая экспедиция (2-22 июля 1940г.) /Уч. записки / Куйбышевск. пед. и учит. ин-т. 1947. Вып.8. С.173-176. (Совместно с Н.М. Золотарёвым).
89. Из истории изучения русских говоров Куйбышевской и Ульяновской областей // Там же. С. 161-172.
90. Изучение диалектной лексики в сельской средней школе // Русский язык в школе. 1947. № 6. С. 50-53.
91. Итоги второй диалектологической экспедиции (1940 г.) // Учёные записки/ Куйбышевск. пед. и учит. ин-т. 1947. № 8. С.177-181. 1 л. карт.
92. Краткий отчёт о диалектологической работе Куйбышевского педагогического института летом 1945 года // Бюллетень диалектологического сектора/ Институт русского языка АН СССР. 1947. Вып. 1. С.85-90.
93. Куйбышевское межобластное диалектологическое совещание (8-10 мая 1945 г.) // Там же. С. 107-109.
94. Против штампа в преподавании русского языка в школе // Русский язык в школе.1947. № 1. С. 41-47.
95. Пятое межобластное диалектологическое совещание в Саратове // Русский язык в школе. 1947. №5. С.73.
96. Работа кафедры языкознания Куйбышевского педагогического института в 1946 г.// Русский язык в школе. №1. С.79.
97. Русские этимологии в исследованиях академика Н.Я. Марра // Русский язык в школе. 1947. №4. С.28-31.
98. Фонетический анализ стиха как средство развития орфоэпических навыков // Русский язык в школе. 1947. №3. С. 23-26.
1948
99. Вопрос о происхождении категории рода в современной лингвистике // Учёные записки / Куйбышевск. пед. и учит. ин-т. 1948. Вып. 9. С. 161-173.
100. О совещании по составлению Х тома атласа // Бюллетень диалектологического сектора /Ин-т русского языка АН СССР. М., 1948. Вып. 4. С.124-126.
101. Пятое межобластное диалектологическое совещание по Х тому атласа русского языка в Саратове // Бюллетень Куйбышевского межобластного кабинета атласа русского языка. 1948. Вып.1. С. 39-41.
1949
102. Новые данные о говорах Куйбышевской области //Материалы и исследования по русской диалектологии. М., 1949. Т.2. С. 217-241.
103. Рисунки для собирания диалектологических материалов к атласу русского языка. – Куйбышев, 1949. 35 с. С илл. (Куйбышевск. межобластной кабинет атласа русского языка при Географическом Обществе СССР. Кафедра языковедения Куйбышевского пед. ин-та).
1952
104. Юбилей проф. А.Н. Гвоздева // Русский язык в школе. 1952. №4. С.81-82.
1954
105. Краеведение в работе учителя русского языка// Учёные записки / Куйбышев.пед.ин-т.Вып.12: Куйбышевский диалектологический сборник. 1954. С.3-28.
106. Опыт коллективной научно-исследовательской работы по русской диалектологии // Из опыта методической работы. Куйбышев. 1954. С.38-53.
107. Рец.: Текучёв А.В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта. М., 1953// Укр.мова в школi. Киев. 1954. №4. С.75-77.
1955
108. Несколько поправок к диалектологической карте русского языка. (К вопросу о границах поволжского южновеликорусского «острова») // Учёные записки / Куйбышевск. пед. ин-т. 1955. Вып. 13. С. 255-262. С карт.
1957
109. Куйбышевская областная диалектологическая хрестоматия. Куйбышев. 1957. 183с. (Учёные записки Куйбышевск. пед. ин-та. Вып.17).
1959
110. Зональная научно-исследовательская конференция педагогических вузов Поволжья // Русский язык в школе. 1959. № 6. С. 113-115.
111. Областной словарь русских народных говоров // Вопросы теории и методики изучения русского языка: Труды 1-ой научной конференции кафедр русского языка пед. ин-тов Поволжья (6-9 мая 1957). Саратов, 1959. С. 273-287.
112. Третья зональная научно-исследовательская конференция кафедр русского языка вузов Поволжья (Куйбышев, пед. ин-т, 18-21 мая 1959 г.) // Научн. докл. высш. школы. Филол. науки. 1959. №4. С. 186-187.
1960
113. А.Н.Гвоздев (Некролог) // Русский язык в школе. 1960. № 2 С. 119.
114. А.Н.Гвоздев (Некролог) // Вопросы языкознания. 1960. №3. С. 39.
115. Из истории кафедры русского языка Куйбышевского государственного педагогического института (1929-1959гг.) // Учёные записки /Куйбышевск. пед. ин-т. Вып. 32: Сб. статей по теории и методике русского языка. 1960. С. 5-24. Библиография: С. 22-24.
116. Орфоэпия в сельской средней школе // Там же. С. 93-105.
117. Памяти Александра Николаевича Гвоздева // Научн. докл. высш. школы. Филол. науки. 1960. № 4. С. 165-170. (Совместно с Л.И. Баранниковой и Е.С. Скобликовой).
118. Сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание». М.: Учпедгиз, 1960. 150 с.
119. Язык и речь // Материалы 4 межобл. конф. языковедов Поволжья (24-27 мая 1960 г.): Краткие докл. Волгоград, 1960. С. 3.
1961
120. О культуре речи в школе: Доклад на августовском совещании учителей г. Куйбышева. Куйбышев, 1961. 15 с.
121. Опыт организации самостоятельной работы студентов по лингвистическим дисциплинам // Вопросы теории и методики изучения русского языка: Труды 2-ой научной конференции кафедр русского языка пед. ин-тов Поволжья (20-24 мая 1958 г.) Куйбышев, 1961. С. 59-61.
122. Работа кафедры русского языка по реализации Закона Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // Материалы 5 межобластной конференции языковедов Поволжья (24-27мая 1961г.): Крат.докл. Мелекес, 1961. С. 3-9.
1962
123. О культуре речи в школе // Русский язык в школе. 1962. № 3. С. 41-47.
124. Об основных понятиях стилистики // Материалы межобластной конференции языковедов Поволжья (22-25 мая 1962 г.): Краткие докл. Ульяновск, 1962. С. 3-5.
1963
125. К шестидесятилетию Алексея Васильевича Текучёва // Русский язык в школе. 1963. № 2. С. 118-119.
1967
126. Из наблюдений над использованием имён прилагательных в лирике Ф.И. Тютчева // Очерки по русскому языку и стилистике/ Очерки по русскому языку и стилистике: памяти доктора филол. наук, проф. А.Ф. Ефремова. Саратов, 1967. С. 28-40.
127. Роль курса «Общее языкознание в подготовке учителей русского языка в педагогических вузах // За повышение качества подготовки учителей: Материалы научно-методической конференции 1965-1966 гг. Куйбышев, 1967.С. 72-78.
1967
128. Язык поэзии Ф.И. Тютчева (Из архива В.А. Малаховского) // Художественная речь: Традиции и новаторство: Сб. научн. трудов: Т.238 / Куйбышевск. пед. ин-т. Куйбышев, 1980 (Посвящается памяти Всеволода Антоновича Малаховского). С. 3-15.
Примечательные факты
• В.А. Малаховский во второй четверти ХХ в. заложил базу для разноаспектных обобщающих исследований в области лингвогеографии, системности диалектных явлений, возглавил работу по составлению 10-го тома «Диалектологического атласа русского языка».
• В.А. Малаховский стоял у истоков функционального подхода к анализу языковых фактов.
• По инициативе В.А. Малаховского в 1939 г. была открыта аспирантура при кафедре русского языка Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В. Куйбышева, а в 1957 г. было создано Зональное объединение кафедр русского языка Среднего и Нижнего Поволжья.
Приводятся по материалам из книги: Развитие филологического образования в Самарском государственном педагогическом университете. Лингвистика. Самара /СамГПУ: Изд-во СГПУ, 2006.
• В.А. Малаховский во второй четверти ХХ в. заложил базу для разноаспектных обобщающих исследований в области лингвогеографии, системности диалектных явлений, возглавил работу по составлению 10-го тома «Диалектологического атласа русского языка».
• В.А. Малаховский стоял у истоков функционального подхода к анализу языковых фактов.
• По инициативе В.А. Малаховского в 1939 г. была открыта аспирантура при кафедре русского языка Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В. Куйбышева, а в 1957 г. было создано Зональное объединение кафедр русского языка Среднего и Нижнего Поволжья.
СМИ о В.А. Малаховском
Народ о своей армии
В Советскую Армию пошел — родную семью нашел. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей! Дисциплина — мать победы. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит. Человек без родины, что соловей без песни. Своим полком гордись, да и сам отличись. Где власть народа, там победа и свобода.
В дни 40-й годовщины Советской Армии как не вспомнить о наших товарищах, преподавателях и студентах Куйбышевского педагогического института — участниках Великой Отечественной войны!
Нам особенно дорого имя Героя Советского Союза Петра Ганюшина, отдавшего свою молодую жизнь за Родину.
Петя Ганюшин был замечательно скромный, даже застенчивый, но в то же время талантливый человек.
Как -сейчас вижу его молодое лицо, живые яркие глаза, улыбку, в которой было что-то детское, удивительно чистое. Как хорошо он делал все, за что брался! Он живо интересовался наукой и из него несомненно вырос бы ученый. С первых дней своей студенческой жизни он активно работал по русской диалектологии и был непременным участником всех экспедиций, организованных кафедрой русского языка. Особенно ценные материалы он собрал в своем родном селе Горки (Сергиевского района). Эти материалы хранятся в диалектологическом Архиве Академии Наук СССР и в Куйбышевском межобластном кабинете Атласа русского языка.
Кафедра предложила ему сдавать экзамены в аспирантуру. Помешала война.
Помню, как он пришел ко мне перед отъездом на фронт прощаться. Как кандидат в аспирантуру, он мог бы остаться в тылу, но не пожелал этого.
— Кончится война, я вернусь и буду учиться, а сейчас не могу, когда мои товарищи сражаются на фронте. Я там нужнее, — говорил он. — Я буду сражаться за то, чтобы наши ученые могли спокойно и плодотворно работать.
Русская земля была всегда богата героями. И это много раз спасало нашу Отчизну. В наших успехах -по построение нового коммунистического общества есть немалый вклад наших воинов — студента Н. П. Кутузова, доцента М. Д. Тычинского, ассистента Ф. И. Мерку¬лова и других, в том числе и Пети Ганюшина.
Ленин и языкознание
В .И. Ленин всегда проявлял живой интерес к вопросам языкознания. Он интересовался и теоретическими вопросами науки о языке и практическим применением научных знаний к
изучению конкретных языков у В. И. Ленина проявился очень рано. Еще гимназистом он изучал старославянский язык, хорошо знал латинский и греческий, которые тогда преподавались в средней школе. В семье Ульяновых очень большое внимание уделялось изучению живых иностранных языков. А. И. Елизарова (сестра В. И. Ленина) в своих воспоминаниях рассказывает, что «мать требовала, чтобы один день мы объяснялись с ней и между собой по-русски, другой по-французски, третий — по-немецки. Это очень помогало всем нам изучать эти языки, которые Володя знал в совершенстве». Позднее В. И. Ленин самостоятельно изучал английский язык, а из славянских — польский и чешский. Круг изученных им языков постоянно расширялся. К этим языкам присоединился итальянский, шведский.
На международных конференциях В. И. Ленин, по словам Стасовой, поражал иностранных товарищей блестящим знанием языков. Начав свою речь на французском языке, В. И. Ленин переходил на английский или немецкий. Кроме польского и чешского языка В. И. Ленин хорошо знал болгарский.
Классические языки В. И. Ленин знал настолько блестяще, что преподавал их своей старшей сестре Анне Ильиничне, которая в 1886 г. готовилась к вступительным экзаменам на женские курсы. Анна Ильинична вспоминала впоследствии, что В. И. Ленин вел эти занятия с таким захватывающим интересом, что вовлек и ее в «противную латынь». «Это был скорее молодой лингвист, умевший находить особенности и красоты языка». Особенно любил Владимир Ильич словари. Н.К. Крупская рассказывает, что он часами мог изучать словарь В.И.Даля.
В ленинских записях сохранился список книг по языкознанию, которые он читал. В этом списке приводится целый ряд крупных Исследований по языкознанию: «Сравнительная грамматика славянских языков» Миклошича, лекции по славянскому языкознанию Флоринского, работа Потебни «Мысль и язык» и др. После Октябрьской революции он познакомился с академиками А.А. Шахматовым, С.Ф. Ольденбургом и др., с которыми часто беседовал.
В философских работах В. И. Ленина можно найти методологическую основу в решении многих проблем языкознания. Осветить все ленинское наследие в области языкознания в короткой статье совершенно невозможно. У В. И. Ленина мы найдем богатейшие материалы и ценные мысли по вопросам языкознания: что такое язык, о значении языка в жизни общества («язык обслуживает все классы общества»), об отношении слова к понятию, учение о предложении, мысли о форме и содержании в языке, о происхождении и развитии национальных языков, о языковой политике пролетариата.
Вопросы науки в проекте Программы КПСС
Я приветствую начавший свою работу XXII съезд КПСС, который обсудит и примет новую программу партии, программу построения коммунизма в нашей родной стране. Современному поколению в том числе и нашей пединститутской общественности, надо отдать всю свою энергию, мысли, знания с тем, чтобы воспитать из нашей молодежи передовых учителей, передовых строителей, коммунизма.
Проект Программы КПСС рисует невиданные перспективы развития науки в нашей стране. Вызвано это потребностями построения коммунистического общества. Уже сейчас в Советском Союзе достигнут небывалый размах научно-исследовательской работы. Особенно крупные успехи достигнуты в области исследования атомного ядра и атомной промышленности, радиотехники, полупроводников, ракетостроения, космических исследовании. Это проявилось в запуске искусственных спутников Земли, в полетах Ю. Гагарина и Г. Титова
Всем известны успехи таких наук как физика, математика; химия, биология, медицина. В этих областях знания советская наука занимает ведущее положение в мировой науке. В 1961 г. состоялось Всесоюзное совещание работников науки в Кремле. Это совещание поставило перед всеми учеными Советского Союза задачу в кратчайшие сроки добиться передового положения по всем основным, ведущим отраслям знания. К этому же призывает научных работников и проект Программы КПСС. Социализм создает все необходимые условия для расцвета науки, для дальнейшего усиления роли науки в строительстве коммунизма. Ученым необходимо усилить темпы научно- технического прогресса.
Интенсивнее должна развиваться и исследовательская работа в области общественных паук. Философы, историки, лингвисты, литературоведы. должны по призыву партии смелее ставить и решать вопросы, выдвигаемые жизнью. Такие задачи стоят и перед языкознанием, наукой о русском , языке. Неправильно было бы думать, что языковеды далеки от жизни. Овладение языком, его выразительными богатствами особенно необходимо для дальнейшего развития культуры. Только тот, кто хорошо знает язык и умеет им пользоваться, может добиться успеха в приобретении знаний по всем другим наукам.
Отсюда на первый план выдвигается задача изучения и разработки вопросов культуры и стилистики, науки о средствах и приемах языкового выражения. Проект Программы выдвигает перед лингвистами задачи дальнейшего развития национальных языков, их грамматики, исторического развития языков, развития литературных языков и т. д.
Русский язык, как язык межнационального общения народов Советского Союза, занимает особое место среди языков нашей страны. Все народы добровольно изучают русский язык наряду со своим национальным языком. В связи с этим выдвигаются и очень важные методические задачи, как лучше изучать языки.
Языкознание — одна из общественных наук, и для нее также является очень важным призыв Программы КПСС бороться против реакционной идеологии буржуазного национализма, расизма и космополитизма Партия призывает и языковедов разоблачать вредные идеалистические теории буржуазных языковедов в области языкознания.
По призыву партии научные работники нашей страны отдадут все свои силы и знания, энергию и талант для претворения в жизнь величественной программы коммунистического строительства, намеченной в Программе КПСС на ближайшие два десятилетия.
Давно люди мечтали о создании справедливого общества без угнетения человека человеком, но это. была утопия, догадки, мечты.
Только марксизм открыл перед всеми народами верные и реальные пути к построению такого общества. Трудящиеся нашей страны под руководством Коммунистической партии свергли в октябре 1917 г. власть помещиков и капиталистов, навсегда был ликвидирован эксплуататорскии строй. В прошлом отсталая Россия превратилась в передовую индустриальную державу. Но наша партия поставила перед нами особенно величественные задачи построение в СССР коммунистического общества уже при жизни нашего поколения.
Приводится по материалам из газеты: "Молодой учитель", №№ 38-39, 1965, декабрь.
19 ДЕКАБРЯ 1965 года исполнилось 75 лет со дня рождения и 50-летие научной и педагогической деятельности Всеволода Антоновича Малаховского, заслуженного деятеля науки, профессора, в течение 35 лет бессменно заведующего кафедрой русского языка нашего института.Научная и педагогическая деятельность В. А. Малаховского началась в 1914 году, когда он окончил Казанский университет и стал преподавателем в Пермской гимназии. Уже на следующий год в печати появилась его статья «Крылов как журналист и критик». После Великой Октябрьской революции В. А. Малаховский активно включился в строительство новой школы. С 1921 г. начинается преподавательская работа В. А. Малаховского и высших учебных заведениях — сначала в Читинском Государственном .педагогическом институте, а спустя два года — в Иркутском университете. В эти годы им написаны «Новая грамматика русского языка» и «Очерки по методике русского языка».
С 1930 г. он стал работать в Куйбышевском педагогическом институте. Он создает труды, посвященные языку А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, В Г. Белинского.
Еще в 20-е годы В. А. Малаховский проявил себя как диалектолог, исследователь народных говоров Восточной Сибири. Диалектологическая деятельность ученого развернулась особенно широко в отношении говоров Куйбышевской области. Труды возглавляемой В. А. Малаховским кафедры в области изучения народных говоров неоднократно отмечались Академией наук СССР и Министерством просвещения. В. А. Малаховский написал много методических статей в помощь учителю об использовании краеведческого материала в школе и о преподавании русского языка в условиях диалектной среды. Им же издана «Куйбышевская областная диалектологическая хрестоматия». В течение нескольких десятилетий В. А. Малаховский с большим успехом читает такие курсы, как «Введение в языкознание», «История лингвистических учений», «Общее языкознание».
В 1960 году учпедгнз издал подготовленный им сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание». В печати опубликовано более 120 работ нашего юбиляра В. А. Малаховского — выдающегося деятеля в области подготовки научных кадров. За годы работы в высших учебных заведениях он подготовил 65 научных работников. Среди них есть профессора, доктора наук, как,например, В. Н. Мигирин, В. И. Собинникова. Большую работу ведет в ученьи с учителями, выступая с лекция¬ми и докладами, участвуя в методических совещаниях и конференциях, редактируя многочисленные издания, предназначенные для учительства.
Признанный глава языковедов Поволжья, Всеволод Антонович Малаховский бессменно работает председателем бюро Поволжского зонального объединения языковедческих кафедр. За заслуги в области языкознания, многолетнюю плодотворную педагогическую и общественную деятельность В. А. Малаховский награжден правительственными наградами: орденом В. И. Ленина (1953 г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945 г.) и значком «Отличник народного просвещения» (1955 г).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июня 1961 года В. А. Малаховскому присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки.
Свое 75-летие В. Л. Малаховский встречает полный душевной бодрости и научных замыслов. Человек редкого обаяния, с живым ясным взглядом и неизменно приветливой улыбкой — таким знают все Всеволода Антоновича.
Здоровья Вам, бодрости, сил, новых творческих достижений, наш дорогой юбиляр!
Сегодня коллектив института отмечает славный юбилей – 75-летие со дня рождения профессора Всеволода Антоновича Малаховского.
Профессор С. В. ФРОЛОВА, профессор Я. А. РОТКОВИЧ.
Приводится по материалам из газеты: "Молодой учитель", №№ 38-39,1965, декабрь.
В жизни каждого человека есть события, которые ему особенно памятны. Таким событием для меня является первый год студенческой жизни. Хотя прошло почти двадцать лет, но память сохранила многие подробности того времени. ...Шёл 1946 год, первый послевоенный учебный год. В плохо отапливаемых аудиториях нашего института, который тогда цели¬ком помечался в корпусе на Льва Толстого, собрались люди, жадно стремившиеся к знаниям.
Среди дисциплин, которые читались на первом курсе, всеобщим вниманием пользовалось введение в языкознание. Его читал один из любимых наших преподавателей — профессор Всеволод Антонович Малаховский. Помню его первую лекцию. На кафедру стремительной поход¬кой взошел убеленный сединой профессор с необыкновенно молодым голосом. Слушать его было очень легко и приятно. Нас поражала энергия, страстность, с какой профессор излагал свою науку. Думаю, что большинство из нас до института ничего не слышали об Общем языкознании. Всеволод Антонович так ярко и зажигательно читал свой курс, что многие из его слушателей по-настоящему влюбились в науку о языке. Равнодушных на его лекциях было.
Общаясь с Всеволодом Антоновичем в процессе занятий, мы могли оценить его не только как ученого, но и как человека. Нам очень импонировала его душевная щедрость, простота в обращении, горячая заинтересованность профессора в судьбе каждого студента. Прошло почти два десятилетия со дня памятной для меня лекции. И в свои 75 лет Всеволод Антонович молод душой, полон энергии, которой зажигает каждого, кто встречается с ним. Для нас, его бывших учеников, он является замечательном примером прекрасного ученого и удивительно человечного человека.
Л. СИГАЛ, ст. преподаватель.
Приводится по материалам из газеты: "Молодой учитель", №№ 38-39,1965, декабрь.
Исполнилось 75 лет со дня рождения Всеволода Антоновича — старейшего, учителя учителей, неутомимого наставника молодежи и примерного человека.
Мне, как и многим фронтовикам, пришлось поступить в институт после демобилизации из рядов Советской Армии. Шестилетний перерыв в учебе дал почувствовать себя на первых же занятиях. Были сомнения, колебания, стоило ли продолжать учиться на этом факультете.
И вот первая лекция профессора Малаховского, любимца всех студентов и преподавателей. Сколько души, тепла, внутреннего обаянии собрано в одном человеке! И как щедро раздавал он их своим питомцам! Загорались жаждой глаза и сердца студентов. Хотелось учиться, учиться, работать над собой, восполнить забытое и разбросанное на фронтовых дорогах.
А маститый ученый в лекциях и личных беседах рассказывал, как нужно нести свет и знание людям, как нужно проникать в души будущих наших учеников. Чуткий и внимательный к студентам, требовательный к себе и к равным, он вдохновлял нас на благородный учительский труд.
Человек с неиссякаемой рабочей энергией, неутомимый поборник блага для людей, профессор Всеволод Антонович Малаховский — достойный пример служения Родине.
От всей души поздравляю юбиляра и желаю Всеволоду Антоновичу. долгих лет жизни.
Ф. ТОЛСТОЙ, выпускник Куйбышевского пединститута.
Приводится по материалам из газеты: "Молодой учитель", №№ 38-39,1965, декабрь.
Кафедра русского языка одна из старейших в институте. Она была организована с первых же дней существования Куйбышевского педагогического института в 1929 году. С 1930 года кафедрой руководит заслуженный деятель науки РСФСР профессор В. А. Малаховский. В настоящее время в составе кафедры 16 научных работников, из них три профессора: В. А. Малаховский, С. В. Фролова, А. А. Дементьев, 6 доцентов: А. А. Гребнев, М. Н. Князева, Е. С. Скобликова, 3. Н. Кривопустова, Е. Н. Промина, Е. М. Кубарев, 3 старших преподавателя: О. А. Громаковская, О. А. Безуглова, Е. П. Щенников, 4 ассистента. Восемь преподавателей имеют ученую степень кандидата наук. Кафедра русского языка ведет большую научно-исследовательскую работу, особенно по русской диалектологии. В эту работу вовлечены и студенты. Ежегодно проводятся диалектологические экспедиции для собирания материалов о говорах русского языка Куйбышевской и других областей. Работает также лингвистический кружок под руководством доцента Е. М. Кубарева с Диалектологической секцией при нем (руководитель О. А. Безуглова). Около 200 студентов Куйбышевского пединститута собирали диалектологические материалы для Атласа русскою языка и теперь вдвойне чутко относятся к речи своих питомцев, развертывают краеведческую работу по русской диалектологии, особенно те из них, кому приходится работать в сельских школах. Многие из них стали впоследствии научными работниками вузов, доцентами и профессорами. Это доценты В. Д. Бондалетов (Пенза), профессора В. Н. Мигирин (г. Симферополь), В. И. Собинникова (г. Воронеж), доценты Е. В. Ухмылина, Д. И. Алексеев, М. В. Кривова, М. А. Кустарева и многие другие. На кафедре созданы учебники и пособия по современному русскому языку, русской диалектологии, исторической , грамматике русского языка, введению в языкознание. Широкую известность в нашей стране получили учебники А. Н. Гвоздева, А. А. Дементьева (по исторической грамматике), В. А. Малаховского (по введению в языкознание и русской диалектологии), Е. С. Скобликовой (по современному русскому языку, стилистике). Ежегодно кафедра издает «Ученые записки», в которых печатаются научные труды членов кафедры. Работники кафедры отдают студенчеству все свои силы и знания для того, чтобы сделать преподавание лингвистических дисциплин, как можно более интересным и живым, чтобы воспитать из наших студентов достойное пополнение учителей в школах нашей области и за ее пределами. Приглашаем вас, друзья, учиться!
Приводится по материалам из газеты: "Молодой учитель", № 29,1966, сентябрь.
18-го сентября коллектив нашего института проводил в последний путь дорогого товарища и друга, с которым все мы работали многие и многие годы. Проводил большого друга студентов, аспирантов и учителей, заведующего кафедрой русского языка, заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора Всеволода Антоновича Малаховского. Всеволод Антонович принадлежал к кругу лиц, на долю которых в течение десятилетий выпала высокая обязанность руководить подготовкой учителей-словесников. Ушел от нас замечательный ученый и педагог, большой общественный деятель, неутомимый организатор и руководитель зональных конференций языковедов Поволжья, автор многих учебных пособий для студентов-филологов, редактор многих и многих научных изданий. Ушел от нас вдумчивый организатор конференций, семинаров, педагогических чтений и съездов учителей-словесников, активный член русского географического общества, выдающийся диалектолог русского языка. Имя Всеволода Антоновича Малаховского широко известно языковедам нашей страны и братских социалистических стран. Профессор В. А. Малаховский для нас был всегда и остается примером высокой научной принципиальности, творческой инициативы, большого трудолюбия, скромности и простоты, ласковой приветливости,примером педагогического такта и большой, поистине человеческой, добродетельности. В. А. Малаховский после окончания Казанского университета более 50 лет жизни отдал народному просвещению, школе. 35 лет он бессменно заведовал кафедрой русского языка нашего института и оставил после себя дружный, хорошо подготовленный коллектив этой кафедры.
Приводится по материалам из газеты: "Молодой учитель", №№ 38-39,1965, декабрь.
Ушел из жизни замечательный человек — профессор Всеволод Антонович Малаховский. Неутомимый труженик, заслуженный деятель науки РСФСР, наш дорогой Всеволод Антонович был удивительно прост и мягок в обращении с людьми. В общественной жизни, в быту он отличался необыкновенной внутренней культурой и приветливостью. Мы навсегда запомним его ласковый голос, веселую улыбку, быстроту в движениях, необычайную скромность, обаятельность и благородство.
Всеволод Антонович был горячо любим учительством нашего города и области. Доброта, оптимизм, человеколюбие всегда вызывают ответные чувства. С большой благодарностью студенты и учителя русского языка вспоминают его интересные лекции. Перу В. А. Малаховского принадлежит ряд работ по вопросам преподавания русского языка в школе. Трудно представить себе, что не стало нашего трудолюбивого друга, старшего товарища, учителя учителей, воспитавшего несколько поколений преподавателей высшей и средней школы. О Всеволоде Антоновиче мы на всю жизнь сохраним добрую память. Он всегда будет для нас благородным примером. М. КНЯЗЕВА, доцент.
Газетные публикации В.А. Малаховского
В деятельности кафедры русского языка за 1957 г. крупным событием была первая научно-исследовательская конференция кафедр педагогических институтов Поволжья. Конференция эта проходила с 6 по 9 мая. В ней приняли участие представители Пензенского, Саратовского, Ульяновского. Мелекесского, Оренбургского, Башкирского, Бирского и Орского институтов. Кроме научных работников, в ней принимали участие преподаватели средних школ.
В настоящее (Время кафедра готовится ко 2-й конференции, которая состоится в мае 1958 г. в Саратове.
В прошлом году была проведена диалектологическая экспедиция, собравшая очень ценные научные материалы. В этой экспедиции принимали участие студенты и аспиранты. Такую же экспедицию кафедра намерена осуществить и в 1958 г.
Желательно, чтобы в ней приняло участие большее число студентов историко-филологического факультета.
Как научиться выделять в книге при чтении самое важное? Это лучше всего можно сделать с помощью программы. Например, в программе по введению в языкознание (Учпедгиз, 1954) так раскрывается тема о строении слова как объекте изучения морфологии:
«Строение слова как объект изучения морфологии. Понятие о морфеме. Типы морфем: корень, аффиксы, разновидности аффиксов по положению, значению и роли; основа слова непроизводная и производная» (стр. 5—6).
Еще лучше сформулировать на основе программы вопросы:
1. Что такое морфема?2. Какие части слова называются аффиксами?
3. Как различаются аффиксы по положению в слове?
4. Что такое префикс, суффикс и инфикс?
5. Чем отличаются аффиксы словообразования от аффиксов словоизменения?
6. Что такое флексия?
При чтении учебника, например, А. Чикобава нужно искать в книге ответы на такие вопросы и кратко записывать в конспекте ответ на них. Таким путем получится хороший конспект для повторения материала, и знания будут очень прочными.
Иными словами, при работе над книгой надо иметь ясную цель, отдавать отчет, какие знания нужно приобрести, все время нужно ставить себе определенные задачи. Только целенаправленное чтение принесет пользу и оставит в памяти прочный след.
Выучивание назубок текста, зубрежка, к которой прибегают многие перед экзаменами, может принести только вред. Материал остается в таком случае неосмысленным, удерживается в памяти крайне недолго и после экзамена скоро забывается.
Профессор В.А. Малаховский.Ссылки в Интернете
2. Малаховский Всеволод Антонович;
3. 100 лет ПГСГА;
4. Филолог - В.А.Малаховский;
5. Малаховский, Всеволод Антонович;
6. Международная научная конференция, посвященная В.А.Малаховскому;
7. Энциклопедия Забайкалья;
8. Международная научно-практическая конференция, посвящённая 120-летию со дня рождения В.А.Малаховского;
9. Перейти к фотоальбому. 10.Корифеи науки:Малаховский Всеволод Антонович