Персоналии
Список персоналийТихонова Римма Ивановна (14.02.1937 - 14.06.2009)
Тихонова Римма Ивановна - доктор педагогических (кандидат филологических) наук (2003), профессор (1991), заведующий кафедрой русского языка и литературы (1989-1994), основатель и заведующий кафедрой общего языкознания Самарского педуниверситета (1997 – 2009), Академик Международной академии наук педагогического образования (1999). Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1997), последователь научных достижений проф. С.В.Фроловой, специалист в области лексикологии, словообразования и исторической грамматики русского языка, вузовской методики преподавания русского языка, автор 15-ти учебных пособий, популяризатор русистики и достижений Самарской лингвистической школы.
Творческий путь Р. И. Тихоновой
Римма Ивановна Тихонова родилась 14 февраля 1937 года в городе Хабаровске Дальневосточного края. В один из первых дней войны отец ушел на фронт, а семья (мать с двумя дочерьми) перебралась в город Куйбышев. Обучение в начальных классах пришлось на тяжелые послевоенные годы, но уже с детства Римма точно знала, что лучшая профессия на свете – учитель. Через несколько лет восторженные детские представления сформировались в убежденность, что есть только одна дорога в жизни – учительство.
После окончания семи классов школы № 25 города Куйбышева Римма Ивановна Тихонова в 1951 году поступила учиться на отделение учителей начальных классов – старших пионервожатых Куйбышевского педагогического училища. Среди многих весьма достойных и запомнившихся преподавателей была одна, сыгравшая, наверное, определяющую роль в дальнейшем жизненном пути учащейся педучилища. Это была преподаватель русского языка и литературы и методики преподавания русского языка Екатерина Константиновна Круглова, человек очень образованный, с широкими интересами, тонко чувствующий все особенности предметов, которые она преподавала. Как позднее выяснилось, она была близкой подругой Серафимы Васильевны Фроловой (будущего научного руководителя Риммы Ивановны), они вместе учились в железнодорожной школе города Куйбышева.
В 1955 году, окончив педучилище с отличием, Римма Ивановна без вступительных экзаменов поступила на первый курс факультета русского языка и литературы Куйбышевского государственного педагогического института. На трех первых курсах она сдавала все экзамены на отличные оценки. А в летнюю сессию на экзамене по политэкономии неожиданно получила «хорошо». Теперь на повышенную стипендию рассчитывать не приходилось, а, поскольку на ее руках уже был трехлетний сын, она вынуждена была перейти на заочное отделение, которое окончила в 1960 году.
Трудовая деятельность Риммы Ивановны началась с первого сентября 1958 года, когда она стала учительницей начальных классов (1-2-3 классы) школы №6 города Куйбышева.
В 1961 году Римма Ивановна Тихонова по рекомендации своих бывших преподавателей была приглашена на работу в Куйбышевское педагогическое училище, где на её плечи легла учебная нагрузка по семи филологическим дисциплинам: русскому языку, русской литературе, детской литературе, чистописанию, методике преподавания чистописания, методике преподавания русского языка, выразительному чтению.
В 1965 году Римма Ивановна успешно выдержала конкурс в аспирантуру (7 человек на место) – ее блестящий ответ получил высокую оценку профессоров Алексея Александровича Дементьева и Всеволода Антоновича Малаховского. С 1965 по 1968 годы Римма Ивановна Тихонова – аспирант кафедры русского языка Куйбышевского государственного педагогического института. Её научным руководителем была доктор филологических наук, профессор Серафима Васильевна Фролова.
В 1970 году Р.И. Тихонова успешно защитила кандидатскую диссертацию «Словообразовательный и структурный анализ имен существительных – названий животных в современном русском языке» при оппонировании профессоров Елены Андреевны Земской, Василия Даниловича Бондалетова
Обоснованность выводов, сделанных Риммой Ивановной в диссертационном исследовании, подкреплялась и колоссальным объемом собранного лексического материала, и серьезностью изучения теоретических аспектов словообразования. Описанное в диссертации Р. И. Тихоновой соотношение системных свойств языка и речевых факторов в образовании слов свидетельствовали о методологически грамотном подходе молодого ученого к анализу и интерпретации фактов словопроизводства. Предметом классификации в ее работе явились не только сами производные слова, но и образующие их суффиксы и приставки, сгруппированные по типовым значениям (детенышей, пола, единичности, собирательности) и по ряду других признаков (наличию морфонологических вариантов, сочетаемости с другими частями речи, ударяемости или безударности и т. д.). Таким образом, был продемонстрирован не только структурно-семантический, но функционально-семантический подход к описанию актов словопроизводства, являвшийся в те годы принципиально новым направлением в языкознании.
В этой первой большой научной работе в полной мере проявились качества Риммы Ивановны как человека, увлеченного изучением родного языка, желающего и умеющего все делать заинтересованно и обстоятельно. Римма Ивановна и в работе со своими аспирантами исходила из принципиальной установки, что человек, занимающийся наукой, должен быть одержим идеей ответственного подхода к делу. Только глубокое и всестороннее изучение аспектов научной проблемы может привести к качественному анализу языковых фактов, позволит сделать верные обобщения и выводы.
После окончания аспирантуры, в 1968-1969 учебном году, Р. И. Тихонова работала старшим преподавателем кафедры русского языка в Балашовском педагогическом институте, где читала историко-лингвистические дисциплины – старославянский язык и историческую грамматику. Кафедру тогда возглавлял доцент Г. А. Шелюто.
В 1970 году Римма Ивановна вернулась в Куйбышевский государственный педагогический институт, в котором прошла путь от старшего преподавателя до профессора, выполняла обязанности заместителя декана филологического факультета, заместителя заведующего кафедрой русского языка, которой руководил профессор А. А. Дементьев.
В 1988 году Римма Ивановна Тихонова создала и возглавила кафедру русского языка, литературы и методики их преподавания в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи на открывшемся дефектологическом факультете Куйбышевского государственного педагогического института им. В. В. Куйбышева.
Одновременно Римма Ивановна работала и в Тольяттинском филиале пединститута – читала лекции по языковедческим дисциплинам. Вместе с Риммой Ивановной кафедру русского языка в Тольятти создавали ее ученики: Ирина Ивановна Ильина, Ольга Николаевна Огай, Светлана Владимировна Земскова.
В 1990 году решением ВАК по совокупности научных трудов Р. И. Тихоновой было присвоено ученое звание профессора. В этом же году она начинает руководить научно-исследовательской работой своих первых аспирантов. Всего же под её руководством завершили обучение в аспирантуре тринадцать человек, успешно защитивших кандидатские диссертации и одну докторскую. Сейчас бывшие аспиранты Риммы Ивановны работают в Балашове, Тольятти, Димитровграде, Самаре и других городах России. С 2007 года Римма Ивановна была научным консультантом трех соискателей-докторантов.
27 января 1997 года она была избрана действительным членом (академиком) Академии педагогических и социальных наук (АПСН), 26 января 2000 года – действительным членом (академиком) Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), 26 мая 2006 года – членом-корреспондентом Российской академии естественных наук (РАЕН), а с 4 февраля 2009 года – академиком РАЕН.
19 июля 1997 года Римме Ивановне Тихоновой присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» – указ подписан первым Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным.
В 1997 году по инициативе Риммы Ивановны Тихоновой в Самарском государственном педагогическом университете была открыта кафедра общего языкознания, которую она возглавляла до последних дней жизни. Третий раз за короткий промежуток времени ей пришлось формировать кафедру, что называется, «с нуля». С первых дней работы кафедры общего языкознания Р. И. Тихонова обозначила главную задачу, стоящую перед членами кафедры, – формирование профессиональной компетентности студентов как в теоретическом, так и в практическом плане. При этом в качестве чрезвычайно важной была определена нравственная составляющая учебно-воспитательного процесса. Результатом деятельности педагога, по мнению Риммы Ивановны, должен стать специалист, который обладает не только отличными знаниями, но и желанием их применять. В соответствии с этим принципом Р. И. Тихоновой и был сформирован коллектив кафедры общего языкознания, в котором все преподаватели кафедры имели ученые степени и звания, удерживали высокую планку преподавания лингвистических дисциплин в вузе.
Ежегодно кафедра общего языкознания публиковала более пятидесяти печатных листов научных и методических работ. Члены кафедры печатали свои работы не только в вузовских, но и центральных изданиях, за рубежом. Кафедра общего языкознания ежегодно проводила научные и учебно-методические студенческие, аспирантские, преподавательские конференции.
Какие только учебные дисциплины не приходилось читать Римме Ивановне в педвузе: современный русский язык, культуру речи, старославянский язык, историческую грамматику (древнерусский язык), историю русского литературного языка, введение в языкознание, общее языкознание – со всеми этими предметами она мастерски знакомила студентов. Четкость, логичность, высокий научный и учебно-методический уровень, последовательное осуществление «обратной связи» с аудиторией, яркие, интересные примеры, – вот основные составляющие занятий Р. И. Тихоновой. Все лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, учебно-теоретические конференции, проводимые Риммой Ивановной, были открытыми. Их мог посетить любой студент или преподаватель, желающий расширить свой научный кругозор. Римма Ивановна Тихонова вела специализированный курс и специализированный семинар, посвященные актуальным вопросам русского словообразования. Зачастую сообщения и доклады студентов, подготовленные на спецкурсе или спецсеминаре, «перерастали» в более серьезные и основательные курсовые и дипломные сочинения. В течение ряда лет Римма Ивановна руководила студенческим научным кружком, занимавшимся исследованием вопросов истории русского языка.
Именно Римма Ивановна Тихонова выступила инициатором проведения ежегодного внутривузовского конкурса «Лингва» на лучшую студенческую работу по лингвистике, олимпиады по русскому языку, истории и теории языка среди школьников старших классов и студентов.
Р.И. Тихонова явилась также организатором целого ряда крупных всероссийских и международных конференций, была председателем оргкомитетов этих конференций и докладчиком.
В 2002 году профессор Римма Ивановна Тихонова защитила докторскую диссертацию «Научно-методические основы изучения исторических лингвистических дисциплин в вузе» в Башкирском государственном университете при оппонировании профессоров Ю. Н. Караулова (Москва), В. И. Супруна (Волгоград), К. З. Закирьянова (Уфа), Т. М. Гарипова (Уфа).
Доктор филологических наук профессор Юрий Николаевич Караулов (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Москва) о диссертации Р. И. Тихоновой писал: «Предмет исследования отличается новизной: сам цикл исторических лингвистических дисциплин в вузе, как и учебные пособия по этому циклу, системному анализу не подвергался, а необходимость такого изучения диктуется научными задачами совершенствования исторического лингвистического образования студентов филологических факультетов. Будущий преподаватель русского языка должен владеть сравнительно-историческим методом языкознания, навыками языкового анализа – будь то отдельные элементы языка (праславянского, старославянского, древнерусского, современного русского) или их комплекс. И в этом отношении диссертация Р. И. Тихоновой восполняет определенную лакуну в изучении специфики постановки исторических лингвистических дисциплин в вузе».
Римма Ивановна Тихонова является автором около ста шестидесяти научных и научно-методических работ. Широка сфера ее научных интересов: это исследования в области лексики и словообразования современного русского языка, истории русского языка, проблемы русского языка как государственного языка Российской Федерации, вопросы методики преподавания исторических лингвистических дисциплин в высшей школе.
Подвижническая деятельность Риммы Ивановны в области филологии является неоценимым вкладом в культурную жизнь Самары. В историко-культурной энциклопедии Самарского края есть статья, посвященная Римме Ивановне. Ее научная и творческая деятельность получила отражение и в энциклопедии «Кто есть кто в Самаре», и в «Славянской энциклопедии» А. П. Юдакина.
Деятельность профессора Р.И. Тихоновой получила высокую оценку Министерства образования России. Она награждена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР» (1977 год). Указом первого президента Российской Федерации ей присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ» (1997 год); среди ее наград – дипломы и почетные грамоты Министерства образования РСФСР и Таджикской ССР, медаль «Ветеран труда».
Р. И. Тихонова являлась членом диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций в Самарском государственном педагогическом университете, в течение ряда лет (1980-1995 годы) была членом общественной группы по аттестации и лицензированию педагогических вузов при Министерстве образования Российской Федерации, членом научно-методического совета по русскому языку при МПГУ.
В научной биографии Риммы Ивановны Тихоновой нашли продолжение замечательные традиции отечественной русистики, лучшие представители которой органично сочетали разработку научных проблем в области изучения русского языка с актуальными вопросами общественной практики, прежде всего в сфере его преподавания в школе и вузе, в совершенствовании подготовки научных и педагогических кадров для отечественного языкознания.
Библиография Р.И. Тихоновой
а) Научные и научно-методические исследования
1. Тихонова Р. И. Словообразовательный и структурный анализ названий животных суффиксального образования // Материалы XII межвузовской зональной конференции языковедов Среднего и Нижнего Поволжья. – Мелекес, 1968. – 0,3 п.л.
2. Тихонова Р. И. Некоторые наблюдения над суффиксально-префиксальными названиями животных в современном русском языке // Тезисы докладов преподавателей на итоговой научной конференции института. – Балашов, 1969. – 0,5 п.л.
3. Тихонова Р. И. Словообразовательные модели и структурные типы существительных – названий животных на к(а) // Русская филология. Ученые записки КГПИ им. В. В. Куйбышева. Вып. 66. – Куйбышев, 1969. – 0,7 п.л.
4. Тихонова Р. И. Словообразовательный и структурный анализ названий животных на ец и -иц(а) // Русская филология. Ученые записки КГПИ им. В. В. Куйбышева. Вып. 66. – Куйбышев, 1969. – 0,5 п.л.
5. Тихонова Р. И. Названия животных, образованные словосложением // Вопросы лексикологии и синтаксиса. Ученые записки КГПИ им. В. В. Куйбышева. Вып. 82. Ч. 1. – Куйбышев, 1971. – 0,5 п.л.
6. Тихонова Р. И. Словообразовательный и структурный анализ хозяйственно-бытовых названий животных // Вопросы теории, истории и методики преподавания русского языка. Научные труды КГПИ им. В.В. Куйбышева. Вып. 103. – Куйбышев, 1972. – 0,9 п.л.
7. Тихонова Р. И. К вопросу о дублетных названиях животных // Содержание и методы преподавания русского языка в средней школе. Материалы XV научно-методической конференции языковедов Поволжья. – Волгоград, 1972. – 0,4 п.л.
8. Тихонова Р. И. Словообразовательный анализ топонимов Куйбышевской области // Актуальные вопросы лексики, словообразования, синтаксиса и стилистики современного русского языка. Научные труды КГПИ им. В.В. Куйбышева. Т. 120. – Куйбышев, 1973. – 0,25 п.л.
9. Тихонова Р. И. К вопросу о сложных существительных, оформленных суффиксацией (на материале названий животных) // Актуальные вопросы словообразования, синтаксиса и стилистики современного русского языка. Ученые записки КГПИ им. В. В. Куйбышева. Т. 133. – Куйбышев, 1974. – 0,5 п.л.
10. Тихонова Р. И. К вопросу о словообразовательном и морфемном анализе названий детенышей животных в современном русском языке // Актуальные вопросы лексики и грамматики современного русского языка. Вып. V. Научные труды КГПИ им. В. В. Куйбышева. Т. 180. – Куйбышев, 1976. – 0, 25 п.л.
11. Тихонова Р. И. Словообразовательные средства комического // Русская лексика и стилистика в прошлом и настоящем. Научные труды КГПИ им. В. В. Куйбышева. Т. 210. – Куйбышев, 1977. – 0,5 п.л.
12. Тихонова Р. И. Тематические и лексико-семантические группы слов – наименований орудий сельскохозяйственного труда и их деталей в русских народных говорах // Лексическая семантика и словообразование в русском языке. Вып. 1. Научные труды КГПИ им. В. В. Куйбышева. Т. 228. – Куйбышев, 1979. – 0,4 п.л. (в соавт. с Оленевой Т.Б.).
13. Тихонова Р. И. Нарушение ограничений в словообразовании как один из специфических приемов создания комического через слово // Семантические и словообразовательные отношения в лексике русского языка. Межвузовский сборник научных трудов. Т. 253. – Куйбышев, 1981. – 0,5 п.л. (в соавт. с Безугловой О.А.).
14. Тихонова Р. И. Обработка иноязычных слов как одно из средств создания комического эффекта // Семантические и словообразовательные отношения в лексике русского языка. Межвузовский сборник научных трудов. Т. 253. – Куйбышев, 1981. – 0,5 п.л. (в соавт. с Дементьевым А.А.).
15. Тихонова Р. И. Куйбышев – город четырех веков. Листовка для студентов национального отделения. – Куйбышев, 1985. – 0,25 п.л.
16. Тихонова Р. И. Внимание подготовке учителя-словесника // Русский язык в национальной школе. 1985. №5. – 0,5 п.л. (в соавт. с Кузнецовой Л. М., Ходяковой Л. А.).
17. Тихонова Р. И. Межпредметные связи в преподавании историко-лингвистических дисциплин на факультете русского языка и литературы // Сборник научных трудов КГПИ им. В.В. Куйбышева. – Куйбышев, 1988. – 0,5 п.л.
18. Тихонова Р. И. Таблицы и опорные конспекты как формы, способствующие усвоению материала по исторической грамматике русского языка в работе со студентами-заочниками // Пути совершенствования профессиональной направленности преподавания филологических дисциплин на заочном отделении педвузов. Методическое руководство. – Саратов, 1988. – 0,2 п.л.
19. Тихонова Р. И. Использование музыкально-вокальных занятий в системе практического курса русского языка на национальных отделениях пединститутов. Методическое письмо. – Москва, 1988. – 2 п.л. (в соавт. с группой авторов).
20. Тихонова Р. И. Общеславянские названия животных // Функционально-семантический и стилистический аспекты изучения лексики. Межвузовский сборник научных трудов. – Куйбышев, 1988. – 0,5 п.л.
21. Тихонова Р. И. О преподавании историко-лингвистических дисциплин на отделении заочного обучения // Межвузовский сборник тезисов конференции по отделению заочного обучения. Саратов, 1989. – 0,2 п.л.
22. Тихонова Р. И. А если студент неграмотный? // Русский язык в азербайджанской школе. 1990. №9. – 0,5 п.л.
23. Тихонова Р. И. О проблемах методической подготовки учителя-словесника // Русский язык в школе. 1991. №4. – 0,25 п.л. (в соавт. с Ходяковой Л.А.).
24. Тихонова Р. И. Опыт организации работы по повышению грамотности студентов педвузов // Педагогическое образование. Вып. 4. – М.: Прометей, 1991. – 0,5 п.л. (в соавт. с Демидовой К. И.).
25. Тихонова Р. И. Старославянский язык – третий литературный язык средневековой Европы // Кирилло-мефодиевские чтения. Тезисы, доклады и сообщения Поволжской научно-методической конференции преподавателей истории, языка и культуры славянских народов. – Самара, 1992. – 0,2 п.л.
26. Тихонова Р. И. Открытое занятие и взаимопосещение как форма повышения квалификации преподавателя высшей школы // Дидактика и учебный процесс высшей школы. Тезисы республиканской научно-практической конференции. – Н.Новгород, 1993. – 0,15 п.л.
27. Тихонова Р. И. Проблемное преподавание как условие развивающего обучения // Дидактика и учебный процесс высшей школы. Тезисы республиканской научно-практической конференции. – Н.Новгород, 1993. – 0,15 п.л.
28. Тихонова Р. И. Синтагматические отношения слов в пределах словообразовательного гнезда (на материале словообразовательных гнезд с вершиной – обстоятельственным наречием) // О вы, которых ожидает Отечество… Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. – Самара, 1993. – 0,6 п.л. (в соавт. с Огай О.Н.).
29. Тихонова Р. И. Парадигматические отношения в микрополе воин-«носитель силы» лексико-семантического поля «сила» (на материале исторических песен XVII в.) // О вы, которых ожидает Отечество… Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. Самара, 1993. – 0,5 п.л. (в соавт. с Нугайбековой М. А.).
30. Тихонова Р. И. О повышении качества лекционного преподавания в педвузе // Пути совершенствования подготовки в педвузе. – Тольятти, 1993. – 0,2 п.л.
31. Тихонова Р. И. Институтская концепция многоуровневого образования. – Самара, 1993. – 1,5 п.л. (в соавт. с Клековкиным Г. А.).
32. Тихонова Р. И. Старославянский язык среди литературных языков средневековой Европы // Проблемы славянской филологии: Материалы научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Серафимы Васильевны Фроловой. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. – 0,5 п.л.
33. Тихонова Р. И. Использование новых технологий в преподавании историко-лингвистических дисциплин // Проблемы славянской филологии: Материалы научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Серафимы Васильевны Фроловой. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. – 0,5 п.л.
34. Тихонова Р. И. Российская конференция «Проблемы славянской филологии» // Русский язык в школе. 1996. №5. – 0,5 п.л.
35. Тихонова Р. И. Заботиться о судьбе русского языка как государственного, беречь другие языки России // Русский язык как государственный. Материалы международной конференции. Челябинск. 5-6 июня 1997 г. – М.-Челябинск, 1997. – 0,5 п.л.
36. Тихонова Р. И. За культ грамотности // Русский язык как государственный. Материалы международной конференции. Челябинск. 5-6 июня 1997 г. – М.-Челябинск, 1997. – 0,5 п.л.
37. Тихонова Р. И. К вопросу о вариантности словообразовательных морфем в русском языке // Ориенталика. К 70-летию Т. М. Гарипова. – Уфа: Гилем, 1998. – 0,6 п.л.
38. Тихонова Р. И. Некоторые проблемы языковой политики и профессиональное педагогическое образование в Самарской области // Содержание образования и становление ноосферы. Материалы летней сессии Академии педагогических и социальных наук «Педагогика единого и целостного мира». – М.-Самара, 1998. – 0,5 п.л.
39. Тихонова Р. И. Современное высшее педагогическое образование в свете предполагаемого реформирования // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 2-ой международной научно-практической конференции. 5-9 апреля 1999 г. – Самара, 1999. – 0,25 п.л.
40. Тихонова Р. И. Церковнославянские и русские варианты слов в лирике А. С. Пушкина // Пушкин и культура. Тезисы международной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения. – Самара, 1999. – 0,5 п.л.
41. Тихонова Р. И. Учебные пособия по историко-лингвистическим дисциплинам // Русский язык: история и современное состояние. – Самара, 1999. – 1 п.л.
42. Тихонова Р. И. В Самарском педагогическом… // Наше образование. – Самара, 1999. – №1. – 0,4 п.л. (в соавт. с Буранком О.М.).
43. Тихонова Р. И. Русский язык как государственный в социокультурном пространстве современного образования // «Известия Академии педагогических и социальных наук». Вып. 4. Социокультурное пространство современного образования. – М.: Воронеж: Изд-во НПО «МОД ЭК», 2000. – 0,5 п.л.
44. Тихонова Р. И. О специфике новых номинаций общеупотребительных слов // Актуальные проблемы психологии и лингвистики. 4-ая Всероссийская школа молодых лингвистов. Материалы. – М.-Пенза, 2000. – 0,4 п.л.
45. Тихонова Р. И. Активизация суффиксального словообразования имен существительных в русском языке конца ХХ века // Актуальные проблемы современной русистики / Материалы Всероссийской конференции памяти В.И. Чернова. 22-24 мая 2000 г. В 2-х ч. Ч. II. – Киров, 2000. – 0,25 п.л.
46. Тихонова Р. И. К изучению языковой ситуации как основы определения языковой политики // Язык образования и образование языка / Материалы международной конференции 11-13 июня. – Великий Новгород, 2000. – 0,5 п.л. (в соавт. с Гатиным Д.Ю.).
47. Тихонова Р. И. Еще раз к вопросу о двух славянских азбуках (на материале научной и художественной литературы) // Христианство и культура. Материалы конференций, посвященных 2000-летию христианства. – Самара, 2000. – 0,5 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И.).
48. Тихонова Р. И. О мотивированности имен существительных-названий лица с суффиксом -ец // О вы, которых ожидает Отечество… Вып. 2. Сборник научных работ молодых ученых. – Самара, 2000. – 0,5 п.л. (в соавт. с Зайцевой Е.А.).
49. Тихонова Р. И. Христианство и история русской культуры, литературы, русского литературного языка // Культурная целостность и толерантность поволжской этничности в пространстве русского языкового союза. – Самара, 2000. – 0,5 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И.).
50. Тихонова Р.И. К вопросу об источниках новых номинаций // Средства номинации и предикации в русском языке. Межвузовский сборник научных трудов. – М., 2001. – 0,5 п.л.
51. Тихонова Р.И. К изучению языковой ситуации в Самарской области // Русский язык и литература: вопросы истории, современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе. Общероссийская научная конференция языковедов России (6-8 мая 2001 года, Самара). Ч. 1. – Самара, 2001. – 0,5 п.л.
52. Тихонова Р.И. Свобода безответственности // Изучение и преподавание литературы в школе и вузе. – Самара, 2001. – 0,7 п.л. (в соавт. с Белоконевой Н.Н., Рогожиным Н.В.).
53. Тихонова Р.И. Русский язык и российская культура // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты. Материалы Всероссийской научной конференции (Пенза, 15-19 мая 2001 г.). – М.-Пенза, 2001. – 0,25 п.л.
54. Тихонова Р.И. Конференция филологов в Самаре // Русский язык в школе. 2001. – №5. – 0,25 п.л. (в соавт. с Сеничкиной Е.П.).
55. Тихонова Р.И. О формировании научной и учебной отечественной историко-лингво-славяноведческой литературы // Самарские филологи. Е.М. Кубарев. – Самара, 2001. – 0,75 п.л.
56. Тихонова Р.И. Русский язык как определяющий фактор российской культуры и государственности // Известия АПСН. 2002. №6. – 0,5 п.л.
57. Тихонова Р.И. Общеупотребительное или слово-оценка? (О слове жид в современном русском языке) // Исследования по теории и истории языка. – Самара, 2002. – 0,5 п.л.
58. Тихонова Р.И. Новые сложные слова в русском языке конца ХХ – начала XXI веков в языке и речи // Исследования по теории и истории языка. – Самара, 2002. – 0,5 п.л.
59. Тихонова Р.И. Принципы построения историко-лингвистических дисциплин в вузе // Системность языковых средств в их функционировании: теоретический и методический аспект. – Самара, 2002. – 0,5 п.л.
60. Тихонова Р.И. Углубленное изучение русского языка в школе – этот актуально… // Телескоп. Научный альманах. Выпуск 2. – Самара: Изд-во НТЦ, 2002. – 0,5 п.л.
61. Тихонова Р.И. Сложные слова в русском языке конца ХХ века. Факты новых номинаций // Тенденции в системе номинации русского языка: Межвузовский сборник научных трудов. – М., 2002. – 0,5 п.л.
62. Тихонова Р.И. Родной, официальный, государственный // Русский язык в России на рубеже ХХ-XXI веков. Материалы международной научной конференции (5-6 мая 2003 г.) – Самара, 2003. – 0,4 п.л. (в соавт. с Гариповым Т.М.).
63. Тихонова Р.И. Об активизации в русском языке некоторых способов словообразования (нулевая суффиксация, усечение по аббревиатурному способу) // Русский язык в России на рубеже ХХ-XXI веков. Материалы международной научной конференции (5-6 мая 2003 г.) – Самара, 2003. – 0,6 п.л.
64. Тихонова Р.И. Сложносокращенные слова в функции эвфемизмов // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: средства и способы выражения. – М.: МГОУ, 2004. – С. 96-98. (в соавт. с Сеничкиной Е.П.).
65. Тихонова Р.И. О развитии фундаментальных и прикладных научных исследований в современном педвузе // Русский язык в школе. 2005. №5. – 0,2 п.л. (в соавт. с Сеничкиной Е.П.).
66. Тихонова Р.И. Варианты и субституты в терминологии // Вестник Самарского государственного педагогического университета. 60-летию Победы посвящается: Институт филологического образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 1 п.л. (в соавт. со Сложеникиной Ю.В.).
67. Тихонова Р.И. Аспекты освоения русским языком иноязычных слов (в системе словообразовательных гнезд) // Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков: специфика функционирования: Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов (5-7 мая 2005 года). – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 0,9 п.л. (в соавт. с Сухановой И.Ю.).
68. Тихонова Р.И. Всероссийская конференция «Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков: специфика функционирования» // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. 2005, №2. – 0,2 п.л. (в соавт. с Сеничкиной Е.П.).
69. Тихонова Р.И. Языковая динамика и толковые словари русского языка рубежа XX-XXI вв. // Вестник Самарского государственного педагогического университета. 60-летию Победы посвящается: Институт филологического образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 1 п.л.
70. Тихонова Р.И. Русское или чужое? // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Филология». Выпуск 6. Тольятти: ВУиТ, 2006. – 0,4 п.л. (в соавт. с Сухановой И.Ю.).
71. Тихонова Р.И. Всероссийская научная конференция «Русский язык и литература рубежа ХХ-ХХI вв.: специфика функционирования» // Вестник МАПРЯЛ, 2006, №46-47. – 0,5 п.л.
72. Тихонова Р.И. Еще раз о роли исторических лингвистических дисциплин в подготовке студентов филологических специальностей в условиях университетского образования // Русское слово и высказывание: рациональное и эмоциональное. Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГОУ, 2006. – 0,5 п.л.
73. Тихонова Р.И. О некоторых технологиях активизации преподавания историко-лингвистических дисциплин // Вестник Самарского государственного педагогического университета: Институт филологического образования. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 0,5 п.л.
74. Тихонова Р.И. О русском языке в системе национальных ценностей // Информационный бюллетень СГПУ. – Самара, 2007. – №1. – 0,4 п.л. (в соавт. с Зайцевой Е.А.).
75. Тихонова Р.И. Учебно-методическое обеспечение специализации «Русский язык как государственный язык РФ в вузе и школе» // Информационный бюллетень СГПУ. – Самара, 2007. – №2. – 0,4 п.л. (в соавт. с Зайцевой Е.А.).
76. Тихонова Р.И. Об одной из пятидесяти четырех… // Вестник Самарского государственного педагогического университета. Институт филологического образования. Выпуск третий: К 10-летию кафедры общего языкознания. Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 0,5 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И.).
77. Тихонова Р.И. Грамматические окказионализмы А. И. Солженицына (на примере их использования в произведении «200 лет вместе») // Вестник Самарского государственного педагогического университета. Институт филологического образования. Выпуск третий: К 10-летию кафедры общего языкознания. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 0,6 п.л. (в соавт. с Цынк С.В.).
78. Тихонова Р.И. К вопросу об объеме понятия «сложное слово» (на материале наименований лица в современном русском языке рубежа ХХ-ХХI веков) // Семантические, грамматические и когнитивные категории языка: Юбилейный сборник в честь Почетного академика АН РФ, доктора филологических наук, профессора Л.М. Васильева. – Уфа: Гилем, 2007. – 0,4 п.л. (в соавт. с Зайцевой Е.А.).
79. Тихонова Р.И. Нужен ли русский язык средствам массовой информации? (К проблеме выпуска нового кодекса «Правил русской орфографии и пунктуации») // Исследования по русскому словообразованию и грамматике, вузовской методике. Материалы итоговой научной конференции кафедры общего языкознания (март 2008 г.). – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 0,6 п.л. (в соавт. с Сеничкиной Е.П.).
80. Тихонова Р.И. Методологические основы курса «Русский язык как государственный язык РФ в вузе и школе» в Самарском государственном педагогическом университете // Исследования по русскому словообразованию и грамматике, вузовской методике. Материалы итоговой научной конференции кафедры общего языкознания (март 2008 г.). – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 0,8 п.л.
81. Тихонова Р.И. Своеобразие лексических новообразований в русском языке начала ХХI века (по материалам некоторых центральных газет и журналов) // Новые направления в изучении лексикологии, словообразования и грамматики начала ХХI века: материалы международного симпозиума, 4-5 мая 2009 года, Самара. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. – 0,4 п.л.
б) Диссертации и авторефераты
83. Тихонова Р.И. Словообразовательный и структурный анализ имен существительных-названий животных в современном русском языке. Автореферат кандидатской диссертации. – Куйбышев, 1969. – 20 с.
84. Тихонова Р.И. Научно-методические основы изучения исторических лингвистических дисциплин в вузе. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Уфа, 2002. – 45 с.
в) Учебники и учебные пособия
85. Тихонова Р.И. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов национального отделения / Под редакцией профессора Р.И. Тихоновой и профессора Л.М. Кузнецовой. – Самара, 1992. – 25 п.л. (в соавт. с группой авторов).
86. Тихонова Р.И. Старославянский язык. Опорные конспекты, таблицы, схемы, тексты для чтения. Учебное пособие для студентов филологических факультетов. – М.-Самара, 1993. – 15 п.л. (в соавт. с Огай О.Н.).
87. Тихонова Р.И. Старославянский язык. Учебное пособие для студентов филологических специальностей педвузов. – Москва, 1995. – 17,25 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И.).
88. Тихонова Р.И. Материалы к изучению старославянского языка. Учебное пособие и методические рекомендации. – Самара, 1996. – 10 п.л. (в соавт. с Фроловой С.В., Ильиной И.И., Коновальцевой Н.В.).
89. Тихонова Р.И. Введение в языкознание. Терминологический словарь-минимум. – Самара, 1998. – 7,5 п.л.
90. Тихонова Р.И. Словообразование. Краткий терминологический словарь. – Самара, 2000. – 4,2 п.л.
91. Тихонова Р.И. Лекции по теории языка. Ч. 2. Общее языкознание. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вуза. – Самара, 2001. – 16 п.л. (в соавт. с Сеничкиной Е.П.).
92. Тихонова Р.И. Старославянский язык: Курс лекций. Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва; Самара, 2002. – 31 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И.).
93. Тихонова Р.И. История русского языка. Часть первая (историческая грамматика русского языка). Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2004. – 20 п.л.
94. Тихонова Р.И. Говорите и пишите правильно: Словарь-справочник. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2004. – 6,75 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И., Коновальцевой Н.В., Сеничкиной Е.П., Сложеникиной Ю.В.).
95. Тихонова Р.И. Старославянский язык. Учебное пособие. Изд-е 3-е, исправленное и дополненное. – Москва-Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 14 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И.).
96. Тихонова Р.И. Современный русский литературный разговорный язык. Учебное пособие для учителя-словесника. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 5 п.л.
97. Тихонова Р.И. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Курс лекций и просеминарий по специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 17,5 п.л. (в соавт. с Паршиной О.Д., Зайцевой Е.А.).
98. Тихонова Р.И. Современный русский литературный разговорный язык. Курс лекций и просеминарий по специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» для специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 9,5 п.л. (в соавт. с Сеничкиной Е.П., Паршиной О.Д., Сухановой И.Ю.).
99. Тихонова Р.И. Лексикография рубежа ХХ-ХХI веков (Русистика). Курс лекций и просеминарий по специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 14 п.л. (в соавт. с Зайцевой Е.А., Ильиной И.И.).
100. Тихонова Р.И. Современный русский литературный язык как кодифицированная система. Курс лекций и просеминарий по специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 12,75 п.л. (в соавт. с Сеничкиной Е.П., Зайцевой Е.А., Коновальцевой Н.В.).
101. Тихонова Р.И. Русское словообразование на рубеже ХХ-ХХI веков. Курс лекций и просеминарий для специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 14 п.л. (в соавт. с Коновальцевой Н.В., Зайцевой Е.А.).
г) Учебно-методические издания
102. Тихонова Р.И. Практикум по исторической грамматике. Фонетика. Для студентов заочного отделения факультета русского языка и литературы. – Куйбышев, 1982. – 3 п.л.
103. Тихонова Р.И. Практикум по исторической грамматике. Морфология, синтаксис. Для студентов заочного отделения факультета русского языка и литературы. – Куйбышев, 1982. – 2,75 п.л.
104. Тихонова Р.И. Введение в языкознание. Методические указания, учебно-методические рабочие планы и задания для студентов филологических факультетов. – Куйбышев, 1982. – 2,25 п.л. (в соавт. с Кубаревым Е.М.).
105. Тихонова Р.И. Словообразование. Лабораторные работы по современному русскому языку для студентов IV курса национального отделения. – Куйбышев, 1984. – 1,5 п.л. (в соавт. с Рыбаковой Л.А.).
106. Тихонова Р.И. Состав слова и словообразование в современном русском языке. Программа спецкурса для студентов факультета русского языка и литературы. – Куйбышев, 1984. – 1 п.л.
107. Тихонова Р.И. Историческая грамматика русского языка. Методические указания, учебно-методические рабочие планы и задания для студентов. – Куйбышев, 1985. – 2,25 п.л. (в соавт. с группой авторов).
108. Тихонова Р.И. Методические рекомендации для студентов национального отделения. – Куйбышев, 1985. – 3 п.л. (в соавт. с группой авторов).
109. Тихонова Р.И. Практикум по исторической грамматике русского языка. Учебное пособие для студентов национальных отделений. – Куйбышев, 1986. – 10 п.л.
110. Тихонова Р.И. Чтение и грамматический разбор десяти древнерусских текстов из Лаврентьевской летописи. Методические рекомендации для студентов факультета русского языка и литературы. – Куйбышев, 1987. – 2,25 п.л.
111. Тихонова Р.И. Чтение и языковой анализ текстов из Ипатьевской летописи. Методические рекомендации для студентов факультета русского языка и литературы. – Куйбышев, 1987. – 2 п.л.
112. Тихонова Р.И. Изучение словообразования в вузе и школе. Методические разработки по курсу современного русского языка. – Куйбышев, 1988. – 2,75 п.л.
113. Тихонова Р.И. Ленинские принципы языковой политики. Методическая разработка к теме по курсу «Введение в языкознание». – Куйбышев, 1988. – 2,5 п.л.
114. Тихонова Р.И. Рабочая книжка по введению в языкознание. Методические указания, учебно-методические рабочие планы и задания для студентов факультета дефектологии. – Куйбышев, 1990. – 2,8 п.л. (в соавт. с группой авторов).
115. Тихонова Р.И. Система практических занятий по современному русскому языку на факультете дефектологии. Методические рекомендации для студентов I-II курсов. – Куйбышев, 1990. – 4 п.л. (в соавт. с группой авторов).
116. Тихонова Р.И. Сборник задач и контрольные работы по исторической грамматике русского языка. Учебное пособие для студентов-заочников I-III курсов факультетов русского языка и литературы. – Москва: Просвещение, 1991. – 10 п.л. (в соавт. с Ушаковым В.Е.).
117. Тихонова Р.И. Изучение глагола и служебных частей речи в курсе современного русского языка. Методические рекомендации для студентов III-IV курсов факультета дефектологии. – Самара, 1991. – 2,7 п.л. (в соавт. со Сметаниной Е.Н.).
118. Тихонова Р.И. Изучение синтаксиса на практических занятиях по современному русскому языку. Методические рекомендации для студентов IV-V курсов факультета дефектологии. – Самара, 1992. – 4,5 п.л. (в соавт. со Сметаниной Е.Н.).
119. Тихонова Р.И. Практикум по орфографии и пунктуации. Методические рекомендации для студентов факультета дефектологии. – Самара, 1992. – 2,5 п.л. (в соавт. с группой авторов).
120. Тихонова Р.И. Современный русский язык (с введением в языкознание). Программа для факультета дефектологии. – М.-Самара, 1992. – 2,3 п.л. (в соавт. с Горшеневой И.А., Фейман Л.А.).
121. Тихонова Р.И. Введение в языкознание. Учебно-методический комплекс / Под редакцией Р.И. Тихоновой. – Самара, 1998. – 11 п.л.
122. Тихонова Р.И. Контрольные работы по теории языка. Часть 1. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов I курса филологического факультета (заочное отделение). – Самара, 1999. – 1,4 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И., Сеничкиной Е.П.).
123. Тихонова Р.И. Культура устной и письменной речи лектора. Рабочая программа и материалы к лекционным и практическим занятиям с аспирантами. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 2,6 п.л.
124. Тихонова Р.И. Историческая грамматика русского языка. Учебно-методический комплекс. – М.-Самара, 2000. – 25,5 п.л.
125. Тихонова Р.И. Теория языка. Ч. 2. Общее языкознание. Программа, рабочие планы, методические рекомендации для студентов филологических специальностей очного и заочного отделений педагогического вуза. – Самара, 2001. – 3,2 п.л. (в соавт. со Сложеникиной Ю.В., Сеничкиной Е.П.).
126. Тихонова Р.И. Учебно-исследовательская работа по лингвистике в педагогическом вузе. – Самара, 2001. – 9,5 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И.).
127. Тихонова Р.И. К изучению языковой ситуации в Самарской области: Памятка студенту к сбору материалов и составлению отчета о летней ознакомительной практике. – Самара, 2002. – 1,25 п.л.
128. Тихонова Р.И. Программы аттестационных экзаменов в институте филологического образования СамГПУ. – Самара, 2002. – 4 п.л. (в соавт. с группой авторов).
129. Тихонова Р.И. Введение в языкознание: Учебно-методический комплекс / Под редакцией Р.И. Тихоновой. – Самара, 2003. – 0,6 п.л.
130. Тихонова Р.И. Контрольные работы по истории русского языка для студентов-заочников III курса филологических факультетов педвузов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 11,5 п.л.
131. Тихонова Р.И. К изучению курса теории языка. Ч. 1 (Введение в языковедение): Учебно-методические материалы и рекомендации для студентов 1 курса отделения заочного обучения Института филологического образования. – Самара, 2003. – 2,0 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И., Коновальцевой Н.В., Сложеникиной Ю.В.).
132. Тихонова Р.И. Практикум и хрестоматия по истории русского языка (часть II): Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса филологического факультета педагогического вуза. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2004. – 8 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И., Коновальцевой Н.В.).
133. Тихонова Р.И. Русский язык как государственный язык Российской Федерации // Цикл дисциплин специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе». – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 0,5 п.л. (в соавт. с Зайцевой Е.А., Сложеникиной Ю.В.).
134. Тихонова Р.И. Современный русский литературный язык как кодифицированная система // Цикл дисциплин специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе». – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 0,6 п.л. (в соавт. с Коновальцевой Н.В., Сеничкиной Е.П.).
135. Тихонова Р.И. Словообразование в русском языке рубежа XX-XXI вв. // Цикл дисциплин специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе». – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 0,5 п.л. (в соавт. с Грицковой Т.П., Коновальцевой Н.В.).
136. Тихонова Р.И. Современный русский разговорный язык // Цикл дисциплин специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе». – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 0,5 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И., Сеничкиной Е.П., Сложеникиной Ю.В.).
137. Тихонова Р.И. Лексикография рубежа XX-XXI веков (Русистика) // Цикл дисциплин специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе». – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 0,5 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И., Зайцевой Е.А.).
138. Тихонова Р.И. Контрольные задания и тесты по старославянскому языку. Для студентов филологических факультетов педагогических вузов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 1,75 п.л. (в соавт. с Коновальцевой Н.В., Зайцевой Е.А.).
139. Тихонова Р.И. Тесты и контрольные задания по истории русского языка. Ч. 1 (Историческая грамматика русского языка). Для студентов филологических факультетов педагогических вузов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 1,3 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И., Зайцевой Е.А.).
140. Тихонова Р.И. Языковая ситуация и языковая политика как понятия социолингвистики. Методические разработки к изучению темы в курсе «Теории языка», ч. I, ч. II для студентов филологических специальностей. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 1,5 п.л.
141. Тихонова Р.И. Изучаем языковую ситуацию Самарской области. Памятка студенту 1 курса к сбору материалов и составлению отчета о летней ознакомительной практике. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 1,5 п.л. (в соавт. с Зайцевой Е.А).
142. Тихонова Р.И. Великий язык великой страны: как мы пишем и говорим по-русски. Программа и рекомендации для курсов повышения квалификации работников образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 1,75 п.л. (в соавт. с группой авторов).
143. Тихонова Р.И. Введение в языкознание: Практикум и задания для студентов, обучающихся по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 11 п.л. (в соавт. с Сухановой И.Ю.).
144. Тихонова Р.И. Научно- и учебно-исследовательская работа со студентами (НИРС и УИРС) по лингвистике. Учебно-методические рекомендации. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 8,75 п.л. (в соавт. с группой авторов).
145. Тихонова Р.И. История русского литературного языка. Часть 2. Практикум, хрестоматия. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса филологического факультета педагогического вуза. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. Издание 2-ое, исправленное и дополненное. – 10 п.л. (в соавт. с Зайцевой Е.А., Коновальцевой Н.В.).
д) Редакторская деятельность
146. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов национального отделения / Под редакцией Р.И. Тихоновой и Л.М. Кузнецовой. – Самара, 1992. – 25 п.л.
147. Проблемы славянской филологии: Материалы научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Серафимы Васильевны Фроловой. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. – 14,25 п.л.
148. Введение в языкознание. Учебно-методический комплекс / Под редакцией Р.И. Тихоновой. – Самара, 1998. – 11 п.л.
149. Самарские филологи: В.А. Малаховский: Сборник / Под редакцией Р.И. Тихоновой. – Самара, 1998. – 7,25 п.л.
150. Русский язык: история и современное состояние. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора А.А. Дементьева / Под редакцией Р.И. Тихоновой. – Самара, 1999. – 29,5 п.л.
151. Самарские филологи: А.А. Дементьев. В 2-х тт. Т 1. / Под редакцией Р.И. Тихоновой. – Самара, 2000. – 26,5 п.л.
152. О вы, которых ожидает Отечество… Выпуск 2. Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов и студентов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 12,75 п.л.
153. Самарские филологи: А.А. Дементьев. В 2-х тт. Т. 2. / Под редакцией Р.И. Тихоновой и А.А. Дементьева. – Самара, 2001. – 39,75 п.л.
154. Русский язык и литература: вопросы истории, современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе. Общероссийская научная конференция языковедов России (6-8 мая 2001 года, Самара). Ч. 1, 2. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 13,8 п.л.
155. Самарские филологи: Е.М. Кубарев: Сочинения / Ответственный редактор Р.И. Тихонова. – Самара, 2001. – 28,5 п.л.
156. О вы, которых ожидает Отечество... Выпуск 3. Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. – 16,3 п.л.
157. О вы, которых ожидает Отечество... Выпуск 4. Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов и студентов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. – 11,7 п.л.
158. Русский язык в России на рубеже ХХ-XXI веков. Материалы международной научной конференции (5-6 мая 2003 г.) / Ответственный редактор Р.И. Тихонова. – Самара, 2003. – 41,5 п.л.
159. Введение в языкознание: Учебно-методический комплекс / Под редакцией Р.И. Тихоновой. – Самара, 2003. – 0,6 п.л.
160. Коновальцева Н.В. Окказиональное словообразование в языке и речи: Очерки по русской окказиональной дериватологии. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. – 10,25 п.л.
161. Вестник Самарского государственного педагогического университета. 60-летию Победы посвящается / Ответственный редактор Р.И.Тихонова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 22,5 п.л.
162. Русский язык и литература рубежа ХХ-ХХI вв.: Специфика функционирования. Материалы Всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов, 5-6 мая 2005. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 100,5 п.л.
163. Научные традиции славистики и актуальные вопросы современного русского языка. Материалы международной конференции языковедов, посвященной 100-летию со дня рождения профессора С.В. Фроловой. – Самара: Изд-во СамГПУ. 2006. – 25 п.л.
164. Серафима Васильевна Фролова. Научные сочинения / Под редакцией Р.И. Тихоновой. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 30 п.л.
165. Вестник Самарского государственного педагогического университета: Институт филологического образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 10,5 п.л.
166. Развитие филологического образования в Самарском государственном педагогическом университете. Лингвистика (Общая редакция и соавторство). – Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. – 12 п.л.
167. Зайцева Е.А. Новые наименования лица в русском языке начала ХХI века. Опыт словаря-справочника. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. – 10,75 п.л.
168. Суханова И.Ю. Русский словарь новообразований от иноязычных слов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. – 7 п.л.
169. Вестник Самарского государственного педагогического университета: Институт филологического образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 11,75 п.л.
170. Исследования по истории и теории языка. К LХХ-летию Р.И. Тихоновой. Сборник статей. – Самара, 2007. – 20 п.л.
171. Исследования по русскому словообразованию и грамматике, вузовской методике. Материалы итоговой научной конференции кафедры общего языкознания (март 2008 г.) / Под редакцией профессора Р.И. Тихоновой. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 7 п.л.
172. Зайцева Е.А. Неологизмы-наименования лица в русском языке начала ХХI века: семантика, словообразование. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 12,4 п.л.
173. Новые направления в изучении лексикологии, словообразования и грамматики начала ХХI века: материалы международного симпозиума, 4-5 мая 2009 года, Самара. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. – 27,51 п.л.
174. Паршина О.Д. Терминология дидактики. Семантика, структура, функционирование. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. – 12,5 п.л.
е) Рецензирование научной и учебно-методической литературы
176. Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения). Димитровград, 1999. – 11 п.л.
177. Сеничкина Е.П. Семантика умолчания и средства ее выражения в русском языке. Монография. – М.: МГОУ, 2002. –19,25 п.л.
178. Сложеникина Ю.В. Терминологическая лексика в общеязыковой системе: Спецкурс по русскому языку для студентов филологических специальностей высшего педагогического учебного заведения. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. –10 п.л.
179. Тихонова Р.И. Новый подход к формированию исторической фонемологии (О книге Ю.Я. Бурмистровича) // Телескоп. Научный альманах. Выпуск 3. – Самара: Изд-во НТЦ, 2003. – 0,4 п.л.
180. Тихонова Р.И. О работе Н.В. Мельниковой «Новые слова с первой частью макро- и микро- в современном русском языке // Вторые ознобишинские чтения. Юбилейная международная научная конференция, посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. Вып. 1. – Самара, 2004. – 0,2 п.л.
181. Сложеникина Ю.В. Термин: Семантическое, формальное, функциональное варьирование: Монография. – Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – 18 п.л.
182. Тихонова Р.И. Традиции и инновации в преподавании историко-лингвистических дисциплин на филологических факультетах: к проблеме нового подхода в постановке курса истории русского языка (О книге Ю.Я.Бурмистровича «Найти пропавший век» // Очерки по истории славянского исторического языкознания. Учебное пособие для филологов высших учебных заведений. Абакан, 2006. – 60 с.) // Вестник СГПУ: Институт филологического образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 0,35 п.л. (в соавт. с Ильиной И.И., Зайцевой Е.А.).
ж) Рецензирование диссертационных исследований и авторефератов, оппонирование диссертаций
184. Смирнова Наталья Ивановна. Академический язык как разновидность научного дискурса: социопсихолингвистическая модель. Дисс. … канд. филол. наук: 10.02.19 Ульяновск, 1999.
185. Ярыгина Елена Сергеевна. Конструкции вывода-обоснования в синтаксической системе современного русского языка. Дисс. … док. филол. наук: 10.02.01 М., 2003.
186. Чернова Любовь Афанасьевна. Система составных именных членов предложения в современном русском языке. Дисс. … док. филол. наук: 10.02.01 Коломна, 2003.
187. Быкова Галина Геннадьевна. Блочный метод обучения как условие формирования орфографической грамотности учащихся (на материале 5 класса). Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 Уфа, 2006.
188. Андреев Валерий Владимирович. Средства выражения семантики умолчания в произведениях З. Гиппиус. Дисс. … канд. филол. наук: 10.02.01 М., 2007.
189. Прядильникова Наталья Викторовна. Эвфемизмы в российских СМИ начала ХХI века: комплексная характеристика. Дисс. … канд. филол. наук: 10.02.01 Самара, 2007.
190. Малыгина Елена Николаевна. Средства смягчения высказывания в медицинской речи. Дисс. … канд. филол. наук: 10.02.01 Самара, 2007.
191. Слободян Елена Александровна. Системный, функциональный и исторический аспекты семантического поля слухового восприятия (на материале русского, польского и английского языков). Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.19 Уфа, 2007.
192. Козлова Анна Юрьевна. Коломенский список Толковой Палеи 1406 г. как лингвистический источник. Дисс. … канд. филол. наук: 10.02.01 Коломна, 2007.
193. Ахмадгалиева Гузалия Габдрауфовна. Синонимы и фразеоматериал как средства лингвопоэтики в творчестве Хасана Туфана. Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.02 Тобольск, 2009.
з) Организация научных конференций (издания по материалам научных конференций)
Материалы научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Серафимы Васильевны Фроловой. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. – 14,25 п.л.
195. Русский язык: история и современное состояние. Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения доктора филологических наук профессора Алексея Александровича Дементьева. Самара, 1999.
Русский язык: история и современное состояние. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения д.ф.н. профессора А.А. Дементьева. – Самара, 1999. – 29,5 п.л.
196. Русский язык и литература: вопросы истории, современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе. Общероссийская научная конференция языковедов России. Самара, 6-8 мая 2001 года.
Русский язык и литература: вопросы истории, современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе. Общероссийская научная конференция языковедов России (6-8 мая 2001 года, Самара). Ч. 1, 2. – Самара, 2001. – 13,8 п.л.
197. Международная научная конференция языковедов, посвященная 1140-летию славянской письменности «Русский язык в России на рубеже ХХ-ХХI вв.» Самара, 5-6 мая 2003 года.
Русский язык в России на рубеже ХХ-XXI веков. Материалы международной научной конференции (5-6 мая 2003 г.). – Самара, 2003. – 41,5 п.л.
198. Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов «Русский язык и литература рубежа ХХ-ХХI веков: специфика функционирования». Самара, 2005.
Русский язык и литература рубежа ХХ-ХХI веков: специфика функционирования. Материалы Всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов, 5-6 мая 2005. – Самара: Изд-во СГПУ. 2005. – 100,5 п.л.
199. Международная научная конференция языковедов, посвященная 100-летию со дня рождения профессора С.В.Фроловой. Самара, 2006.
Научные традиции и актуальные вопросы современного русского языка. Материалы международной конференции языковедов, посвященной 100-летию со дня рождения профессора С.В.Фроловой. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 25 п.л.
200. Международный симпозиум языковедов. Новые направления в изучении лексикологии, словообразования и грамматики начала ХХI века. Самара, 4-5 мая 2009 года.
Новые направления в изучении лексикологии, словообразования и грамматики начала ХХI века: материалы международного симпозиума, 4-5 мая 2009 года, Самара. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. – 27,51 п.л.
и) Публикации Риммы Ивановны Тихоновой о языковедах России
202. Тихонова Р.И. А.А. Дементьев // Русский язык в школе. 1980. №2. – 0,25 п.л.
203. Тихонова Р.И. С.В. Фролова // Русский язык в школе. 1987. №2. – 0,25 п.л.
204. Тихонова Р.И. В творческом поиске // Русский язык в СССР. 1991. №12. – 0,5 п.л.
205. Тихонова Р.И. Светя другим… // Проблемы славянской филологии: Материалы научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Серафимы Васильевны Фроловой. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. – 0,25 п.л.
206. Тихонова Р.И. Служение русской словесности (к портрету ученого) // Информационный вестник «Этнос и культура». – Самара: Историко-этнокультурная ассоциация «Поволжье», I, 1997. – 0,5 п.л.
207. Тихонова Р.И. Мое «открытие» Гарипова // Ориенталика. К 70-летию Т.М. Гарипова. – Уфа: Гилем, 1998. – 0,25 п.л.
208. Тихонова Р.И. Профессор В.А. Малаховский // Самарские филологи: В.А. Малаховский. – Самара, 1998. – 1 п.л.
209. Тихонова Р.И. А.А. Дементьев: жизнь для науки // Русский язык: история и современное состояние. – Самара, 1999. – 1 п.л.
210. Тихонова Р.И. Вступительная статья // Самарские филологи: А.А. Дементьев. В 2-х тт. Т 1. – Самара, 2000. – 0,2 п.л.
211. Тихонова Р.И. Профессор, влюбленный в свой предмет // В.А.Бочкарев. – Самара, 2001. – 0,25 п.л.
212. Тихонова Р.И. Он был ученый, воин, педагог // Самарские филологи: Е.М. Кубарев. – Самара, 2001. – 0,25 п.л.
213. Тихонова Р.И. Н.Г. Самсонов: воин, педагог, ученый // Профессор Самсонов Н.Г. Библиографический указатель. – Якутск: Изд-во Якутского университета, 2005. – 0,4 п.л.
214. Тихонова Р.И. Слово об учителе // Самарские филологи: Серафима Васильевна Фролова. Научные сочинения. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 0,5 п.л.
Аспиранты Р.И. Тихоновой
2. Нугайбекова Марьям Абдулловна. Системные отношения в фольклорной лексике (на примере функционально-семантического поля «сила» в исторических песнях ХVII века). – М.: РУДН, 1995.
3. Земскова Светлана Владимировна. Лексико-семантический и словообразовательный анализ эргонимов г. Тольятти Самарской области Российской Федерации. – М.: РУДН, 1996.
4. Мельникова Светлана Владимировна. Лексический потенциал языка в оценке А.И.Солженицына (на материале русского словаря языкового расширения»). – М.: МПГУ, 1996.
5. Коновальцева Наталья Владимировна. Словообразовательные средства создания комического эффекта в современном русском языке (на материале произведений юмора и сатиры 80-90-х годов ХХ века). – М.: МГУ, 1997.
6. Ильина Ирина Ивановна. Лексико-семантическая и структурная характеристика каронимов (на материале названий волжских пароходов). – Уфа: БГУ, 1998.
7. Гатин Дамир Юрьевич. Лексика публичных выступлений российских парламентариев (на материале стенограмм съездов и сессий Верховного Совета Российской Федерации 1990-1993 гг.). – М.: РУДН, 1998.
8. Сложеникина Юлия Владимировна. Терминология коррекционной педагогики: лексико-семантический аспект. – М.: РУДН, 2000.
9. Кученева Елена Юрьевна. Парадигматические и синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной-неизменяемым словом. – Уфа: БГУ, 2000.
10. Грицкова Татьяна Павловна. Производное слово в лингвопрагматическом аспекте (на материале публицистики М.Е. Салтыкова-Щедрина. – М.: МГОУ, 2003.
11. Зайцева Елена Александровна. Новообразования-наименования лица в современном русском языке рубежа ХХ-ХХI веков: Мотивированность. Семантика. Структура. – М.: РУДН, 2005.
12. Суханова Ирина Юрьевна. Словообразовательные гнезда с вершиной-иноязычным словом (на материале русской лексики рубежа ХХ-ХХI веков). – М.: РУДН, 2005.
13. Паршина Ольга Дмитриевна. Терминологическая лексика в аспекте семантики, структуры и функционирования (дидактика). – Уфа: БГУ, 2006.
«Славянская энциклопедия» о Римме Ивановне Тихоновой
Статья приводится по книге: Юдакин А.П. Славянская энциклопедия: Теоретическое, прикладное и славянское языкознание: В 3-т. Т.3. – М., 2005.
ТИХОНОВА Римма Ивановна (Tikhonova R.I.) (14.02.1937, г. Хабаровск СССР) – российский языковед; специалист в области лексикологии, словообразования и исторической грамматики русского языка, доктор педагогических (кандидат филологических) наук (2003), профессор (1991), заведующий кафедрой русского языка и литературы (1989-1994), заведующий кафедрой общего языкознания Самарского государственного педагогического университета (= СамГПУ) (с 1997). Действительный член Академии педагогических и социальных наук (= АПСН) (1995). Академик Международной академии наук педагогического образования (1999). Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1997).Окончила с отличием Куйбышевское педагогическое училище (1955) с присвоением квалификации «учитель начальных классов, старший пионервожатый»; затем Куйбышевский педагогический институт (= КПИ) (1960) по специальности «преподаватель русского языка и литературы». В 1965-1968 гг. обучалась в аспирантуре при кафедре русского языка КПИ (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор С.В. Фролова). Учёную степень кандидата филологических наук получила за диссертацию «Словообразовательный и структурный анализ имён существительных – названий животных в современном русском языке» (1971). Работала учителем начальных классов, преподавателем русского языка Куйбышевского педучилища. Затем в СамГПУ в должности: ассистента, доцента, с 1991 г. – профессора. Степень доктора педагогических наук присуждена по диссертации «Научно-методические основы изучения исторических лингвистических дисциплин в вузе».
Научная школа Т. зарегистрирована в перечне научных школ РФ, утверждённых Советом ректоров России в мае 1993 г.
Литература о Р.И. Тихоновой
Зайцева Е.А. Первая встреча // Исследования по истории и теории языка. К LХХ-летию Р.И. Тихоновой: Сборник статей. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – С. 153-154.
Исследования по истории и теории языка. К LХХ-летию Р.И. Тихоновой: Сборник статей. Самара, 2007.
Коновальцева Н.В. Мой учитель // Исследования по истории и теории языка. К LХХ-летию Р.И. Тихоновой: Сборник статей. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – С. 154-155.
Развитие филологического образования в Самарском государственном педагогическом университете. Лингвистика. Самара: Изд-во СГПУ, 2006.
Римма Ивановна Тихонова // Развитие филологического образования в Самарском государственном педагогическом университете. Лингвистика. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – С. 168-179.
Римма Ивановна Тихонова // Исследования по истории и теории языка. К LХХ-летию Р.И. Тихоновой: Сборник статей. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – С. 6-10.
Сеничкина Е.П. Листая страницы жизни // Исследования по истории и теории языка. К LХХ-летию Р.И. Тихоновой: Сборник статей. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – С. 151-153.
Тихонова Р.И. // Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. В 4 т. / Т. 4. – Самара, 1995. – С.81-82.
Тихонова Р.И. // Кто есть кто в Самаре. Справочное издание. – Самара, 1995. – С. 254.
Тихонова Р.И. // Юдакин А.П. Славянская энциклопедия: Теоретическое, прикладное и славянское языкознание. В 3 кн. Кн. 3. – М., 2005. – С. 267-270.
Тихонова Римма Ивановна. Библиографический справочник (1968-2009 гг.). – Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. – 50 с.
Примечательные факты
Указом первого президента Российской Федерации Римме Ивановне присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ» (1997 год);
Р.И. Тихонова – обладатель дипломов и почетных грамот Министерства образования РСФСР и Таджикской ССР, медали «Ветеран труда».
Учебное пособие «Практикум по исторической грамматике русского языка» (Куйбышев, 1982. 162 с.) было награждено Дипломом Министерства просвещения РСФСР в конкурсе ведомственных изданий.
Учебно-методические работы «Старославянский язык: Опорные конспекта, таблицы, схемы, текста для чтения» (М.; Самара, 1993. 222 с.), «Старославянский язык» (М., 1995, соавтор И.И. Ильина) и «Историческая грамматика русского языка» (М.; Самара, 2000. 212 с.) были рекомендованы Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов филологических специальностей педагогических учебных заведений.
Ссылки в Интернете
2. Каталог книг Р.И. Тихоновой;
3. Тихонова Римма Ивановна: библиографический справочник (1968- 2009 гг.)/ Поволж. гос. социал.- гуманит. акад.; [Сост. И.И. Ильина, Е.А. Зайцева]. – Самара: Изд-во Поволжской государственной социально- гуманитарной академии (ПГСГА), 2009. – 52 с.;
4. Историческая грамматика русского языка: Учеб.-метод. комплекс: Учеб. пособие для студентов филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений / Р.И. Тихонова; М-во образования Рос. Федерации. Сам. гос. пед. ун-т (СамГПУ). Каф. общ. языкознания.
Перейти к фотоальбому.