Персоналии
Список персоналийАлексеев Дмитрий Иванович (13.11.1918 - 1988)
Алексеев Дмитрий Иванович – доктор филологических наук, профессор, с 1965 г. работал на кафедре русского языка Куйбышевского пединститута, с 1969 г. стал основателем и заведующим кафедрой русского языка открывшегося Куйбышевского госуниверситета (на протяжении 15 лет), специалист в области теории и лексикографии русской аббревиации, диалектологии, условных языков, популяризатор русистики, участник Великой Отечественной войны; автор «Словаря сокращений русского языка», четырежды издававшегося в центральных издательствах. Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Творческий путь Д. И. Алексеева
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Литература о жизни и деятельности Д. И. Алексеева
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
1. Рецензии на «Словарь сокращений русского языка»
• Ахманова О. С. Рец. на кн.: Словарь сокращений русского языка / Сост. Д. И. Алексеев, И. Г. Гозман, Г. В. Сахаров; под рук. Д. И. Алексеева; под ред. Б. Ф. Корицкого. М.: Изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. 488 с. // Вопр. языкознания, 1964. № 4. С. 144-146. • Павлов Г. В. Словарь сокращений русского языка // Науч. докл. высшей школы: Филол. науки, 1964. № 4. С. 201-205. • Цейтлин Р. М. О новом словаре-справочнике // Вопр. культуры речи. Вып. 5. М.: Наука, 1964. С. 208-209. • Ройзензон Л. И., Могилевский Р. И. О современных словарях сокращений русского языка // Исслед. по русскому и славянскому языкознанию: Труды Самарканд. гос. ун-та. Вып. I, 1968. С. 86-96. • Hans Sikmund. Zeitschrift f?r Slawistik. 1965. Band IX, Heft 5. Akademie – Verlag, Berlin, 1964. C. 745-752. • Peter Brun. Revue internationale de la traduction publ. par la Federation international des traducteurs aves la concours de I “UNESKO” vol. 3. Paris, 1967. 2. Дмитрий Иванович Алексеев: Указатель литературы к спецкурсу «Словообразование русского языка» и курсу «Диалектология русского языка» / КГУ; Сост. Н. А. Илюхина и В. А. Гаврилова. Куйбышев, 1989. – 16 с. [В составе статья: Скобликова Е. С. Дмитрий Иванович Алексеев (1918–1988). С. 4–7]. 3. Проблемы русской лексикологии. Памяти Дмитрия Ивановича Алексеева: Межвуз. сб. Самара (СамГУ), 1991. 212 с. В составе сборника: Скобликова Е. С. Дмитрий Иванович Алексеев: Научная деятельность. С. 5-20; Бондалетов В. Д. Об изучении арго симбирских отходников. С. 21-41; Карпухин С. А. Ученый-гуманист. С. 46-50; Барабина М. Н., Серова Г. Л. Педагог по призванию. С. 57-77; Штрихи к биографии и портрету [Материалы из архива Д. И. Алексеева] / Сост. Е. С. Скобликова. С. 51-94. 4. Д. И. Алексеев [Некролог] // Русский язык в школе. 1988, № 5. 5. Алексеев, Дмитрий Иванович (10.11.1918 – 29.03.1988) // Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д. Самара: Самарск. Дом печати, 1993. С. 47. 6. Алексеев Дмитрий Иванович // Тимофеев В. П. Лингвисты и война. Челябинск (ЧГУ), 1995. С. 17. 7. Актуальные проблемы русистики: Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 80-летию со дня рожд. проф. Д. И. Алексеева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. 134 с. В составе сборника (Раздел «Д. И. Алексеев в творческой жизни и нашей памяти»): Скобликова Е. С. Дмитрий Иванович Алексеев (1918-1988). С. 5-9; Бондалетов В. Д. Как создавалось учение о сокращенных словах. С. 9-14; Безрукова А. А. Аббревиация в научном творчестве Д. И. Алексеева. С. 14-17; М. Н. Барабина, Д. И. Алексеев и В. С. Дубровин. С. 17-20; Кочедыков Л. Г. Наш первый заведующий. С. 20-21; Зиброва Т. Ф. О Д. И. Алексееве. С. 21-23; Голубков С. А. Уроки интеллигентности. С. 23-24; Алексеев В. И. О детских годах брата. С. 24; Гнутова Е. Д. Об отце (Из воспоминаний дочери Д. И. Алексеева). С. 25-26. 8. Серова Г. Л., Барабина М. Н. Учитель. Наставник. Учёный (К 80-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева. // Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы. Вып. 4: Русский язык: от теории к практике: Сб. / Институт общего среднего образова-ния Российской академии образования. Самарский институт повышения образования и переподготовки работников образования. Самара, Изд-во СИПКРО, 2000. С. 225-227. 9. Барашков В. Ф. Алексеев Дмитрий Иванович (1918, с. Державино Оренбургской обл. – 1988, Самара) // Ульяновская – Симбирская энциклопедия. Т. I. Ульяновск, 2000. 10. К 85-летию со дня рождения Д. И. Алексеева (1918-1988) // Вестник Самарск. гос. ун-та. 2003, № 3. В подборке материалов: Скобликова Е. С. Краткая характеристика научно-педагогической деятельности Д.И.Алексеева. С. 181-182; Карпухин С.А. Общелингвистические взгляды проф. Д.И.Алексеева. С. 183-186; Из воспоминаний: Африкантова Л. К. С. 186-188; Кально-ва О. И. С. 188-189; Богомолов Н. В. С. 189-190. 11. Алексеев Дмитрий Иванович // Юдакин А. П. Славянская энциклопедия: Теоретическое, прикладное и славянское языкознание. В 3 кн. Кн. I. М., 2005. С. 34-37. 12. Дмитрий Иванович Алексеев (1918–1988). Русская аббревиация: масштабность то-го, что казалось малозначительным и второстепенным // Кадькалова Э. П., Кадькалов Ю. Г. Из истории русской дериватологии. О научном наследии лингвистов Поволжья (советский период). Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. С. 91–120.13. Публикации в периодической печати:
Князев В. За подписью лингвистики // Волжская заря. 1978. 20 янв. Такоева Л. Впереди ещё много дел // Университетская жизнь. 1978. 15 нояб. Орехова Т., доцент университета. Фролова С., профессор педагогического института. Традиции и новаторство // Волжская заря. (№ 8).1978. 28 нояб. Окоркова Н. Не искать лёгкого пути // Университетская жизнь. 1983. 7 дек. Архангельское – село лингвистическое // Народная газета (Ульяновск). 1993. 26 окт. Богомолов Н. Научный азарт, гражданская смелость (Подвижник русистики Дмитрий Иванович Алексеев) // Самарская газета. 1998. 9 сент. Ученики. И уникальный словарь в наследство // Аргументы и факты (Самарская вкладка). 1998. № 38. 10 сент. Маринина Ирина, Паймулина Лилия, выпускники филфака. Конференция по пробле-мам русистики [посв. 80-летию со дня рождения доктора филологических наук, профес-сора Дмитрия Ивановича Алексеева] // Самарский университет. (№ 7). 1998. 6 окт. Жоголев Е. «В начале было Слово…» Публицистический конспект одной удивительной жизни // Суббота. 1998. 10 окт. Богомолов Николай, студент первого выпуска университета, член СП и СЖ России. Учёный в творческой жизни и нашей памяти // Самарский университет. (№ 8).1998. 6 нояб. Когда кафедре тридцать… // Самарский университет. (№ 7).1999. Окт.Список трудов Д.И. Алексеева
а) Проблемы аббревиации
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д.И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е.С. Скобликова, Л.И. Бордунова, Л.Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
1. Алексеев Д.И. Буквенные аббревиатуры и их классификация // Учен. зап. / Мелекесск. гос. пед. ин-т. Вып. I, 1958. С. 41-67. 2. Алексеев Д.И. Склонение буквенных аббревиатур // Вопросы теории и методики изучения русского языка: Труды второй науч. конф. кафедр русского языка пед. ин-тов Поволжья (20-24 мая 1958 г.). Куйбышев, 1961. С. 62-82. 3. Алексеев Д.И. О переходе графических сокращений в буквенные аббревиатуры // Мате-риалы III межобл. конф. кафедр русского языка педвузов Поволжья: Тезисы докладов. Куйбышев, 1959. С. 13-15. 4. Алексеев Д.И. Правописание сложносокращенных слов и буквенных аббревиатур // Материалы IV межобл. конф. языковедов Поволжья: Краткие доклады / Сталинград, 1960. С. 9-10. 5. Алексеев Д.И. Стилистические особенности буквенных аббревиатур и сложносокращенных слов // Вопросы стилистики: Тезисы докладов на межвуз. науч. конф. Саратов, 1962. С. 8-10. 6. Словарь сокращений русского языка: 12500 сокращений / Составили Д.И. Алексеев, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров под руководством Д.И. Алексеева. Под общ. ред. Б.Ф. Корицкого. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. 486 с. 7. Алексеев Д.И. Предисловие // Словарь сокращений русского языка: 12500 сокр. <…> М., 1963. С. 3-6. 8. Алексеев Д.И. Как пользоваться словарем // Словарь сокращений русского языка: 12500 сокр. <…> М., 1963. С. 11-24. 9. Алексеев Д.И. О словаре сокращений русского языка // Лексикографический сборник. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. С. 45-52. 10. Алексеев Д. И. Произношение сложносокращенных слов и буквенных аббревиатур // Вопросы культуры речи. Вып. IV. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 22-37. 11. Алексеев Д. И. Графические сокращения и слова-аббревиатуры // Развитие современного русского языка. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 145-160. 12. Алексеев Д. И. Правописание сложносокращенных слов // Грамматический строй современного русского языка: Труды V-VI конф. каф. рус. яз. пед. ин-тов Поволжья. Куйбышев, 1964. С. 50-58. 13. Алексеев Д. И. Прописные и строчные буквы в аббревиатурах // О современной русской орфографии. М.: Наука, 1964. С. 48-57. 14. Алексеев Д. И. Сокращения благозвучные и неблагозвучные // Вопросы культуры речи. Вып. VI. М.: Наука, 1965. С. 33-43. 15. Алексеев Д. И. О благозвучии и неблагозвучии аббревиатурных наименований // Про-грамма и тезисы докл. к 7-ой научно-методич. конф. Северо-Западн. <…> объединения кафедр рус. яз. пед. ин-тов. Ленинград. гос. пед. ин-т, 1965. С. 84. 16. Алексеев Д. И. Аббревиатуры как новый тип слов // Развитие словообразования современного русского языка: Сб. статей. М.: Наука, 1966. С. 13-37. 17. Алексеев Д. И. Социальные корни русской аббревиации в советскую эпоху // Материалы науч.-теор. конф., посвящ. 50-летию Октября. Кафедра русского яз. и литературоведческие кафедры. Куйбышев (КГПИ), 1967. С. 19-22. 18. Алексеев Д. И. Создание новых словообразовательных способов (аббревиация) // Русский язык и советское общество: Социолого-лингвистическое исследование / Под ред. М.В. Панова. Том: Словообразование современного русского литературного языка. М.: Наука, 1968. С. 66-99. 19. Алексеев Д. И. Из истории русской аббревиации (Графические сокращения X-XVII ве-ков) // Вопросы диалектологии и истории русского языка: Учен. зап. / Куйб. гос. пед. ин-т. Вып. 82. Ч. 2. Куйбышев, 1970. С. 64-113. 20. Алексеев Д. И. К истории аббревиации личных имен // Антропонимика. М.: Наука, 1970. С. 242-247. 21. Алексеев Д. И. О функционировании и судьбе аббревиатурной лексики послеоктябрьской эпохи // Язык и общество. Вып. 3. Изд-во Саратовск. гос. ун-та, 1974. С. 95-114. 22. Алексеев Д. И. О месте аббревиации в системе русского словообразования // Актуальные вопросы словообразования, синтаксиса и стилистики: Науч. труды / Куйб. гос. пед. ин-т. Т. 133, 1974. С. 19-23. 23. Алексеев Д. И. Слово или словосочетание? // Вопросы русского языкознания. Вып. 2: Русский язык и его диалекты. Куйбышев (КГУ), 1976. С. 76-90. 24. Алексеев Д. И. Аббревиация в русском языке: Дисс. докт. филол. наук. Куйбышев, 1977. 432 с. 25. Алексеев Д. И. Аббревиация в русском языке: Автореф. дисс. докт. филол. наук. Воронеж, 1977. 33 с. 26. Алексеев Д. И., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Словарь сокращений русского языка. Около 15000 сокращений. Издание второе. исправленное и дополненное / Под ред. Д. И. Алексеева. М.: Русский язык, 1977. 416 с. 27. Алексеев Д. И. Предисловие // Алексеев Д. И., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Словарь сокращений русского языка. Изд. второе, испр. и доп. М., 1977. С. 3-6. 28. Алексеев Д. И. Как пользоваться словарем // Алексеев Д. И., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Словарь сокращений русского языка. Изд. второе, испр. и доп. М., 1977. С. 7-16. 29. Алексеев Д. И., Борисов В. В. Аббревиация в условиях научно-технической революции // Научно-техническая революция и функционирование языков мира. М.: Наука, 1977. С. 213-217. 30. Алексеев Д. И. Еще раз о функционировании и судьбе аббревиатур // Язык и общество. Вып. 5. Изд-во Сарат. ун-та, 1978. С. 86-94. 31. Алексеев Д. И. Грамматические особенности аббревиатур // Вопросы русского языкознания. Русский язык и наука о нем в советский период: Межвуз. сб. Куйбышев (КГУ), 1978. С. 58-69. 32. Алексеев Д. И. Сокращенные слова в русском языке. Изд-во Сарат. ун-та, 1979. 328 с. 33. Алексеев Д. И. Новые сокращения в русском языке и их отбор для словаря // Новое в лексике русского языка: Межвуз. сб. Куйбышев (КГУ), 1983. С. 3-10. 34. Алексеев Д. И., Гозман И. Г., Г. В. Сахаров Словарь сокращений русского языка. Около 17700 сокращений. Издание третье, с приложением новых сокращений / Под ред. <…> Д. И. Алексеева. М.: Русский язык, 1983. 488 с. 35. Алексеев Д. И. Предисловие к третьему изданию // Алексеев Д. И., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Словарь сокращений русского языка <…>. М.: Русский язык, 1983. С. 8. 36. Алексеев Д. И. Как пользоваться словарём // Алексеев Д. И., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Словарь сокращений русского языка<…>. М.: Русский язык, 1983. С. 7-16. 37. Алексеев Д. И., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Словарь сокращений русского языка. Около 17700 сокращений / Под ред. <…> Д. И. Алексеева. Издание четвертое, стереотипное. М.: Русский язык, 1984. 488 с.б) Вопросы диалектологии
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
38. Алексеев Д. И. Говор села Архангельского Чердаклинского района Ульяновской области: Дисс. канд. филол. наук. Куйбышев, 1952. 359 с. 39. Алексеев Д. И. Говор села Архангельского Чердаклинского района Ульяновской области: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Куйбышев, 1952. 20 с. 40. Алексеев Д. И. Об одной фонетической особенности владимирско-поволжских говоров (О переходе е в и под ударением) // Учен. зап. / Куйбыш. гос. пед. ин-т. Вып. 12: Куйбышевский диалектологический сборник / Под ред. В.А. Малаховского, 1954. С. 52-76. 41. Алексеев Д. И. О принципах составления Ульяновской областной диалектологической хрестоматии // Материалы VI межобл. конф. языковедов Поволжья: Краткие доклады. Ульяновск, 1962. С. 154-156. 42. Алексеев Д. И. Материалы для диалектологической хрестоматии Ульяновской области // Учен. зап. / Ульян. гос. пед. ин-т. Том XVII. Вып. VII: Русский язык в школе и вузе, 1963. С. 190-210. 43. Алексеев Д. И. К истории первых диалектологических экспедиций // Вопросы русской диалектологии: Межвуз. сб. Куйбышев (КГУ), 1982. С. 22-30. 44. Из научного наследия Д. И. Алексеева: Краткий словарь говора с. Архангельское // Проблемы русской лексикологии. Памяти Дмитрия Ивановича Алексеева: Межвуз. сб. Самара (СамГУ), 1991. С. 51-57.в) Изучение условных языков
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
45. Алексеев Д. И. Условные языки в Ульяновской области // Материалы V межобл. конф. языковедов Поволжья: Краткие доклады. Мелекесс, 1961. С. 96-99. 46. Алексеев Д. И., Бондалетов В. Д. О составлении словарей социальных диалектов // Труды II науч.-метод. конф. Моск. зонального межвуз. объединения кафедр рус. яз. пед. ин-тов / Под ред. А. М. Иорданского. Владимир, 1964. С. 130-137. 47. Алексеев Д. И. Условный язык дорогобужских ремесленников // Вопросы русской диалектологии: Труды V-VI конф. кафедр рус. яз. пед. ин-тов Среднего и Нижнего Поволжья. Куйбышев (КГПИ), 1965. С. 156-164. 48. Бондалетов В. Д., Алексеев Д. И. Лексика условных языков и ее изучение // Вопросы русской диалектологии: Труды V-VI конференций каф. рус. яз. пед. ин-тов Среднего и Нижнего Поволжья. Куйбышев (КГПИ), 1965. С. 120-130. 49. Алексеев Д. И. О словаре масовского языка В. С. Дубровина // Материалы X зональной конф. кафедр рус. яз. пед. ин-тов Среднего и Нижнего Поволжья (1966 г.). Куйбышев (КГПИ), 1969. С. 113-122. 50. Алексеев Д. И., Бондалетов В. Д. Народный филолог В. С. Дубровин // Русская речь, 1969. № 3. С. 106-109.г) Прочие научные публикации
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
51. Алексеев Д. И., Ковалевский Р. Л. Русский язык как источник интернационализмов // Материалы V межобл. конф. языковедов Поволжья: Краткие доклады. Мелекесс. 1961. С. 44-54. 52. Алексеев Д. И., Скобликова Е. С. Научная жизнь: Хроника (О 5-ой межобл. конф. лингвистов) // Вопросы языкознания, 1961. № 5. С. 156-157. 53. Алексеев Д. И., Скобликова Е. С. О культуре речи как учебной дисциплине // Вопросы культуры речи. Вып. 8. М.: Наука, 1967. С. 249-251. 54. Алексеев Д. И. О понятии вариативности и вариантах слова // Вопросы теории и методики русского языка: Труды XI зональной конф. вузов Среднего и Нижнего Поволжья (15-18 мая 1967 г.). Ульяновск, 1969. С. 38-39.д) Учебно-методические публикации
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
55. Алексеев Д. И. О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе // Русский язык в школе. 1957, № 4. С. 60-64. 56. Алексеев Д. И. Курсовые работы по русскому языку для студентов-заочников // Материалы зональных совещаний о межсессионной самостоятельной работе студентов-заочников в педагогических институтах. М., 1963. С. 35-40. 57. Введение в языкознание: Основные вопросы программы / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГПИ), 1969. 14 с. 58. Введение в языкознание: Основные вопросы программы / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1973. 18 с. 59. Памятка оппоненту. Схема анализа курсовой работы по русскому языку: Методическая разработка / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1973. 9 с. 60. Современный русский язык: Основные вопросы программы (I курс) / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1973. 8 с. 61. Список слов для морфологического и словообразовательного анализа. Тренировочные упражнения: Методическая разработка / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1973. 28 с. 62. Список-минимум употребительных иноязычных слов: Методическая разработка к курсу «Введение в языкознание» / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1975. 9 с. 63. Введение в языкознание: Рабочая программа / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1976. 15 с. 64. Памятка оппоненту: Методическая разработка / Сост. Д. И. Алексеев. 2-е изд. Куйбышев (КГУ), 1976. 9 с. 65. Общее языкознание: Рабочая программа / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1976. 11 с. 66. Методические указания по составлению дипломных и курсовых работ на филологическом факультете / Сост. Д. И. Алексеев, Л. А. Финк. Куйбышев (КГУ), 1977. 11 с. 67. Краткий список иноязычных слов и слов с иноязычными корнями: Методич. пособие / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1979. 8 с. 68. Современный русский язык: Рабочая программа / Сост. Д. И. Алексеев. Куйбышев (КГУ), 1979. 18 с. 69. План подготовки студентов к работе в школе на весь период обучения / Сост. Д. И. Алексеев, И. В. Алексеев, Р. И. Иванов. Куйбышев (КГУ), 1979. 7 с. 70. Алексеев Д. И., Скобликова Е. С. Состав слова и словообразование: Контрольно-тренировочные упражнения по курсу «Современный русский язык» для студентов дневного, вечернего и заочного отделений. Изд. 3-е, доп. Куйбышев (КГУ), 1989. 24 с. 71. Алексеев Д. И., Скобликова Е. С. Памятка оппоненту. Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ. Куйбышев (КГУ), 1990. 72. Алексеев Д. И. История лингвистических учений: Лекции по спецкурсу / Сост. доц. М. Н. Барабина, доц. С. А. Карпухин. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998, 112 с.е) Научно-редакционная работа
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
73. Вопросы русского языкознания: Русский язык и наука о нем: Межвуз. сб. / Под ред. Д. И. Алексеева. Куйбышев (КГУ), 1978. 112 с. 74. Новое в лексике русского языка: Межвуз. сб. / Под ред. Д. И. Алексеева. Куйбышев (КГУ), 1983. 132 с.ж) Некоторые газетные публикации
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
• Интересное мероприятие студентов [Диалектологические экспедиции в районы Ульяновской области] // Знамя коммунизма: Мелекесс, 1958. 12 сент. • Приучать детей к дисциплинированности // Знамя коммунизма. Мелекесс, 1959. 6 янв. • Поволжское объединение языковедов // Ульяновская правда. 1960. 8 сент. • Экспедиция диалектологов прошла успешно // Знамя коммунизма. Мелекесс, 1960. 13 сент. • Пятая Мелекесская конференция языковедов Поволжья // Знамя коммунизма. Мелекесс, 1960. 20 сент. • Правописание сокращенных слов // Знамя коммунизма. Мелекесс, 1960. 18 окт. • Изучение народных говоров // Ульяновская правда, 1960. 27 окт. • Новый выпуск в пединституте // Знамя коммунизма. Мелекесс, 1960. 2 нояб. • Юбилей ученого // Знамя коммунизма, 1960. 30 дек. • Научная конференция языковедов Поволжья // Знамя коммунизма. Мелекесс, 1961. 21 мая. • Научная работа студентов пединститута // Знамя коммунизма. Мелекесс, 1961. 23 мая. • Конференция языковедов в Мелекессе // Ульяновская правда, 1961. 25 мая. • Конференция языковедов прошла успешно // Знамя коммунизма. Мелекесс, 1961. 2 июня. • Что вы знаете об условных языках? // За коммунистическое воспитание: Орган Смоленск. гос. пед. ин-та. 1961. 18 нояб. • Полезная конференция // За коммунистическое воспитание. Смоленск, 1962. 14 апр. • Что показал эксперимент по русскому языку // За коммунистическое воспитание. Смоленск, 1963. 19 окт. • Творческое наследие ученого (в соавторстве с С. Фроловой) // Волжская заря. Куйбышев, 1972. 21 апр.Воспоминания о Д.И. Алексееве
Е.Д. Гнутова Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
ОБ ОТЦЕ
(из воспоминаний дочери Д. И. Алексеева)
Далее...Актуальные проблемы русистики: Материалы Всерос. науч. конф., посв. 80-летию со дня рожд. проф. Д. И. Алексеева (9–12 сентября 1988 года, Самара). Изд-во «Самарский университет», 1998. С. 25–26.
М. Н. Барабина, Г. Л. Серова Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
ПЕДАГОГ И РУКОВОДИТЕЛЬ ПО ПРИЗВАНИЮ
Далее...Полностью материал статьи см. в сб.: Проблемы русской лексикологии. Памяти Дмитрия Ивановича Алексеева: Межвуз. сб. науч. статей. Самара: СамГУ, 1991. С. 57–77.
Любой вид занятий, с которым Д. И. Алексеев сталкивался по роду своей профессии, выполнялся им с редкой ответственностью. Он был нетерпим к халтуре всякого рода, формализму, показухе. Делал всё основательно, никогда и ни в чём не допускал небрежности; изучал интересующий его вопрос дотошно, въедливо, со всех возможных сторон. Требовал такого же отношения к обязанностям от своих подчинённых. За дело кафедры болел всей душой. Не был равнодушен к тому, как любой связанный с ней человек (начиная со студентов и лаборантов) представлял кафедру в какой-либо инстанции. В случае необходимости мог отстоять её интересы, защитить права. Был очень независим в суждениях, оценках, по любому вопросу имел своё мнение. Его выступлений ждали: немногословный, он сразу раскрывал суть вопроса, проявляя завидную компетентность в самых разных областях. Очень любили его юмор, улыбку, а кое-кому приходилось побаиваться и острого словца Дмитрия Ивановича. В целом от него исходило ощущение уверенности, силы. Для коллег он был воплощением надёжности, порядочности, отчего работалось рядом с ним спокойно (но далеко не беззаботно!). Здоровая деловая обстановка на кафедре достигалась во многом за счёт того, что Дмитрий Иванович как руководитель отличался умением всё организовать, спланировать, просчитать вперёд (при этом предусмотрительность вызывалась не конъюнктурными соображениями, а действительно объективными, насущными потребностями). Он неукоснительно соблюдал заведенный на кафедре порядок – регулярность тех или иных заседаний; обязательность определённых мероприятий; пунктуальность выполнения распоряжений; тщательное ведение кафедральной документации (сам Дмитрий Иванович отличался удивительно красивым, каллиграфическим почерком, бумаги оформлял не просто аккуратно – эстетично, содержал их в идеальном порядке; эти «правила хорошего тона» он стремился прививать и окружающим).
В работе со студентами Дмитрий Иванович, всегда рассчитывая на максимальное раскрытие их способностей и полную отдачу, был очень требователен, но не мелочен; строг, но объективен; доброжелателен, но довольно сдержан на похвалу (отчего она ценилась аудиторией особенно высоко). В своей критике часто прибегал к иронии, шутке (при этом, как правило, не персонифицированной, а как бы отвлеченной), что не ущемляло самолюбия студентов и в то же время было очень действенным. Отсутствие следов какой-либо скуки на его занятиях, располагающая улыбка очень привлекали к нему молодёжь, делали его доступным, несмотря на авторитет и должностное положение. Лекции читались Д. И. Алексеевым, на первый взгляд, очень спокойно, размеренно, но за этим внешним спокойствием чувствовалась большая внутренняя страсть. В них не просто была переработана колоссальная информация и представлены различные точки зрения учёных, но всегда обосновывался и собственный взгляд лектора. В споре с другими исследователями (а Дмитрий Иванович был заядлым полемистом и не упускал такой возможности) его главными аргументами были факты. Он и студентов учил не бездумно-послушно присоединяться к чьей-либо точке зрения, а формировать собственной отношение, для чего вовлекал их в исследование, призывал самостоятельно анализировать и оценивать фактическую сторону языкового материала. Сопоставляя факты, в разных отношениях сталкивая их, он заставлял слушателей мыслить, искать истину не на уровне знаний, а на уровне убеждений. Кроме того, на своих занятиях Дмитрий Иванович пользовался любым удобным случаем для того, чтобы увязать рассматриваемый материал с философским аспектом, с современностью (в частности, с жизнью языка в современном обществе и возможностями его конкретного применения), с будущими профессиональными интересами студентов и их текущими потребностями (например, с написанием курсовых и дипломных работ). Неустанно развивая их языковое чутьё, воспитывая методологический вкус, прививая чувство профессиональной заинтересованности и ответственности, он был воспитателем, педагогом не по обязанности, а по натуре, по призванию. Будучи человеком творческим, Д. И. Алексеев как вузовский преподаватель отличался тем, что всегда работал с вдохновением, с выдумкой, постоянно искал в методике высшей школы новые оригинальные формы, предвидел новые направления. Так, с конца 1960-х годов он успешно применял на занятиях со студентами деловую игру, ставшую позднее в педагогике очень популярной. Базой для данного эксперимента им был выбран сложнейший историко-теоретический курс общего языкознания, не дающий, казалось бы, особых возможностей для нетрадиционного, «вольного» с собой обращения. Отказавшись от обычной формы семинаров в виде ответов студентов на заранее данные вопросы, Дмитрий Иванович разрабатывает и предлагает им для выполнения систему докладов по основной проблематике курса. Прослушивание, обсуждение и оценку этих докладов он организует по принципу коллективного оппонирования. Суть его в том, что выступления докладчиков анализировались пятью оппонентами из числа студентов группы, которые оценивали сообщение с разных сторон. Обращалось внимание, в частности, на владение материалом, методику изложения, ценность информации, самостоятельность студента, его эрудицию. Высшей оценкой, которую мог поставить каждый оппонент за удачное выступление, был один балл, сумма баллов и определяла итоговую, коллективную оценку. За преподавателем было закреплено право утверждать эту оценку или при необходимости корректировать её. Как показала многолетняя практика использования данной системы не только Д.И.Алексеевым, но и его последователями, мнения преподавателя и студентов в большинстве случаев совпадают. Элемент новизны, необычности, увлекательности в такого рода деловой игре способствовал неподдельному интересу студентов к изучаемому материалу и их повышенной ответственности. Не удивительно поэтому, что, несмотря на всю свою условность, она давала высокие результаты – как на самих семинарских занятиях, где делались обстоятельные по содержанию и яркие по форме доклады и произносились отточенные до блеска речи оппонентов, так и в конце обучения – на экзамене, где, как правило, преобладали отличные ответы. Но самым отрадным было то, что положительные результаты этой работы не замыкались только рамками изучаемого предмета и даже вообще лингвистического цикла, – она благотворно сказывалась на всей профессиональной подготовке студентов. Об этом свидетельствовал заметный рост уровня выступлений докладчиков и оппонентов от занятия к занятию, развивающееся у них ораторское и педагогическое мастерство. Несомненно, что результаты влияния этого курса на студенческую аудиторию были и ещё шире – в человеческом плане. Общение с Дмитрием Ивановичем способствовало не просто формированию студентов как будущих специалистов-филологов, но и становлению их как личностей, учило молодое поколение настоящему отношению к Делу, обогащало духовно и возвышало морально. Очень важно, что знакомство студентов с Дмитрием Ивановичем начиналось уже на первом курсе. По традиции он вёл у первокурсников Куйбышевского (ныне Самарского) университета современный русский язык и введение в языкознание – закладывал основы лингвистических знаний. Как известно, введение в языкознание – одна из самых трудных для начинающих студентов дисциплина, мало связанная со школьной базой, вызывающая у многих из них серьёзный психологический барьер. Овладевать этой непростой наукой помогали им не только прекрасные лекции и семинары Дмитрия Ивановича, но и сама его личность, поведение, спокойная манера говорить, его сдержанность и одновременно неизменная доброжелательность.
Занятия с первокурсниками подтверждали, что для Дмитрия Ивановича не было работы первостепенной и менее важной. Здесь, так же как и на занятиях со старшекурсниками, поражала очень тщательная подготовка преподавателя – обилие и разнообразие заданий, их продуманность и целесообразность. Предусматривал он абсолютно всё, до мелочей, – вплоть до размеров и цвета карточек, на которых он любил давать индивидуальные задания: Дмитрий Иванович всегда пропагандировал сочетание коллективных форм работы и проверки с индивидуальными, выявляющими, насколько успешно овладевает материалом каждый студент. Очень широко использовал Д. И. Алексеев всякую наглядность. Прежде всего постоянно в ходу у него доска, на которой записываются имена, даты, примеры, схемы и т.д., чтобы в записи студентов не вкралась какая-либо фактическая неточность. Часто приносит он из личной библиотеки редкие книги, уникальные коллекции специально подобранных газет, широко привлекает различные таблицы, стенды, фотоальбомы (практически все они были созданы на кафедре по его инициативе). Дмитрий Иванович обладал счастливым даром заражать своими замыслами окружающих и вовлекать их в осуществление захвативших его идей. В числе добровольных помощников и исполнителей были и студенты, и лаборанты, и аспиранты, и преподаватели кафедры, которые помогали ему разыскивать нужную информацию и продумывать форму её подачи (хотя справедливости ради надо сказать, что львиную долю этой работы он выполнял всё-таки сам). А затем окончательное оформление пособий во избежание кустарности поручалось, как правило, профессиональным художникам и фотографам. Особенно богато была представлена в многочисленных таблицах-иллюстрациях история письма: Дмитрий Иванович сумел изготовить с помощью студентов даже диафильмы. Воспринимались такие диафильмы (в условиях их практического отсутствия полвека назад!) с восхищенным вниманием и, естественно, запечатлевались надолго.
Всегда он находил на занятиях время и для занимательных моментов. Видя, как увлечённо при этом работают студенты, сам испытывал нескрываемое удовольствие. Довольно улыбался, когда давал испытание «с подвохом», а студенты с честью выходили из него. Особенно повезло в жизни тем студентам, которые узнали Дмитрия Ивановича не только как преподавателя, но и как научного руководителя. Им довелось работать в условиях счастливого сочетания, с одной стороны, большой свободы и самостоятельности, с другой, постоянного и заинтересованного внимания со стороны руководителя. Свобода начиналась с выбора темы: Дмитрий Иванович придерживался здесь принципа обязательной добровольности, считая, что навязывание работы не приводит к нужному успеху. Осуществлялось это реально за счёт двух моментов – большого количества тем и их интересности для студентов. Все предлагаемые темы, по заведенной им на кафедре традиции, носили исследовательский характер (что было нацелено на выявление максимальной творческой активности студентов), имели перспективу перерастания в дипломную работу. Раскрывая свои требования к тематике курсовых и дипломных сочинений перед молодыми преподавателями на занятиях кафедрального Факультета педагогических знаний Дмитрий Иванович подчеркивал, что исследования студентов должны быть актуальными, связанными с современностью, практически полезными, для чего их желательно увязывать со школой, а также с молодёжными запросами самой студенческой аудитории. Учитывая все эти моменты, он умел найти темы не просто привлекательные для студентов, но и захватывающе интересные, яркие, оригинальные, подчас даже неожиданные в своей новизне и необычности . Далее...
Давая возможность студентам реализовывать разные способности, он допускал даже «рисованные» курсовые работы, когда лингвистические вопросы раскрывались через самостоятельно отобранный и исполненный иллюстративный материал (например, по развитию истории письма, по знаковым системам).
В лучших традициях старой русской интеллигенции, Дмитрий Иванович был человеком энциклопедически образованным, разносторонне увлечённым, известным в городе коллекционером (собирал книги, марки). Ко всем увлечениям относился всерьёз и с присущей ему внутренней страстью, перенося на своё хобби, насколько это возможно, научный подход. Небезосновательно имел по тем же причинам славу заядлого и умелого рыболова.
Э.Г.Дементьев Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Маленький и уютный Мелекесский пединститут обладал чудесной нравственной атмосферой, во многом обязанной Дмитрию Ивановичу и тогдашнему ректору – Петру Капитоновичу Бреню. К тому же это были годы хрущёвской оттепели, настроя радостного ожидания, пробуждения от сталинского оцепенения. Работать люди ещё умели, студенты не слишком разбаловались, процентомания уже существовала, но не приобретала такого зловещего масштаба, как впоследствии. О том, как работал Дм.Ив., как он мог научить работать других (меня в том числе), какую дисциплину он наладил, – об этом Вы, конечно, знаете лучше меня. Во всяком случае он «драл три шкуры» с меня, приучив бешено готовиться к лекциям (и сделав из меня, говоря без ложной скромности, – хорошего лектора), но и давал возможности для работы. По два-три месяца в году я сидел в ленинградских библиотеках и именно в это время набрёл на свою козырную тему – «Роман Великой французской революции», за которую впоследствии получил доктора и прочие регалии…С.А.Голубков Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Далее...См. то же: Голубков С.А. Уроки интеллигентности // Актуальные проблемы русистики: Материалы Всерос. науч. конф., посв. 80-летию со дня рожд. проф. Д. И. Алексеева (9–12 сентября 1988 года, Самара). Изд-во «Самарский университет», 1998. С. 23–24.
Как хотелось бы, чтобы их было как можно больше.
Л.Г.Кочедыков Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
НАШ ПЕРВЫЙ ЗАВЕДУЮЩИЙ
Далее...См. то же: Актуальные проблемы русистики: Материалы Всерос. науч. конф., посв. 80-летию со дня рожд. проф. Д. И. Алексеева (9–12 сентября 1988 года, Самара). Изд-во «Самарский университет», 1998. С. 20–21.
Л. К. Африкантова Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Далее...Из воспоминаний: Африкантова Л. К. С. 186-188; Кальнова О. И. С. 188-189; Богомолов Н. В. С. 189-190 // К 85-летию со дня рождения Д. И.Алексеева (1918-1988) // Вестник Самарск. гос. ун-та. 2003, № 3.
О. И. Кальнова Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Наверное, в жизни каждого человека случается событие, которое многое определяет в его дальнейшей судьбе. Для меня таким событием стала встреча с Дмитрием Ивановичем Алексеевым, заведующим кафедрой русского языка, когда я поступила на первый курс филологического факультета Куйбышевского государственного университета. До сих пор до конца не разгадан мной секрет его воздействия на студентов. Если почти все мы, начинающие филологи, пришли на филфак потому, что любимым предметом в школе была литература, то уже к концу первого учебного года половина первокурсников выбрала лингвистику. Во многом это произошло, безусловно, благодаря Дмитрию Ивановичу, который читал нам курсы введения в языкознание и современного русского языка. Сила его авторитета в студенческой аудитории была необыкновенной.Хорошо помню интонацию Дмитрия Ивановича, его добро-лукавую улыбку, некоторую недосказанность в разговорах, которая предполагала дальнейшую работу над собой. И всё-таки задаю себе вопрос: как? Как получалось у Дмитрия Ивановича, что студенты табуном за ним ходили, не давая отдохнуть на переменах, засыпали вопросами, делились своими небольшими открытиями? В его манере общаться с людьми, в преподавательской деятельности была одна черта, которую я особенно ценю в людях науки и педагогах и которая встречается, к сожалению, не так уж часто, – это абсолютное отсутствие назидательности. Дмитрий Иванович всегда избегал прямых оценок, но мы, студенты, подчас сгорали от стыда, получив исписанный мелким почерком листок с замечаниями по курсовой или дипломной работе, изложенными по пунктам, объективно, без эмоций. Не помню, чтобы Дмитрий Иванович делал перекличку на лекциях или спрашивал о причинах отсутствия. Но пропустить его занятие или не выполнить задание было совершенно недопустимым. Совесть не позволяла. Дмитрий Иванович поражал своей эрудицией, но никогда не кичился ею. Тонко иронизируя, сбивал спесь с загордившихся студентов, при этом всячески стимулировал самодеятельность, свободу в высказываниях, не признавал догматизм и послушное согласие с тем, что прочитано в книгах. В его характере учёного сочетались две, казалось бы, несочетающиеся черты – эмоциональное любопытство, даже азартность, и обстоятельность, строгость.
Часто думаю: как жаль, что Дмитрий Иванович не дожил до современного “аббревиатурного бума”. Кому, как не ему, создать словарь новых сложносокращённых слов! И представляю, с каким жадным интересом к этому новому, с какой энергией он взялся бы за дело! Мелькают воспоминания, как кадры старого, много раз виденного фильма. Вот один из последних. Дмитрий Иванович тяжело болен; сидя не за письменным столом, а на постели, готовит следующее издание “Словаря сокращений русского языка”, делает записи на карточках. Мозг напряжённо работает, а буквы, выводимые уже малопослушной рукой, ещё сохраняют черты знакомого почерка…
Н.В.Богомолов Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
…Теперь мне уже больше лет, чем было Дмитрию Ивановичу в год нашего знакомства. Тогда, бродя по тёмным коридорам строительного института, в аудиториях которого первые абитуриенты Самарского университета сдавали вступительные экзамены, я с провинциальным смятением всё не решался войти в дверь с надписью “Приёмная комиссия”. И тут неожиданно услышал сзади усмешливый голос:– Заходите, здесь не кусаются. … Страхи улетучились. Я, как приласканная собачонка, доверчиво пошёл за крепко сбитым седым мужчиной и, сев на стул, как на духу выложил о себе всё, о чём он спрашивал и не спрашивал. И с того дня навсегда остался под его обаянием: ему сдавал вступительный экзамен по русскому языку, сам напросился к нему писать дипломную работу. С благодарностью вспоминаю, как он журил меня за юношеские взбрыки, как в каждый приход к ним Елена Сергеевна [Скобликова] непременно разогревала щи, котлеты, гуляш, стремясь подкормить неимущего студента. Когда я “заразился” от Дмитрия Ивановича страстью к рыбной ловле, он подарил мне резиновую рыбацкую лодку, бывшую в середине 70-х страшным дефицитом. Дмитрий Иванович пережил немало. Вот лишь несколько строк из его фронтовых писем к жене Тамаре Хрисанфовне Мурадовой (умерла в 1965 году), которые сами за себя говорят: “Томик, береги Леночку. Не дай ей умереть с голоду. Это будет чёрная тяжесть на моей совести. Я буду всегда думать, что это я убил её”; “Мать тайком от отца прислала письмо, в котором пишет, в каком они отчаянном положении находятся сейчас. Картошка вся, хлеба нет совершенно, огород сеять некому, отец лежит больной”… *** Далее...
Полностью см.: Богомолов Николай, бывший студент первого выпуска университета, член СП и СЖ России. Учёный в творческой жизни и нашей памяти // Самарский университет. 1998. 6 нояб.
Т.Ф.Зиброва Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Далее...См.: Актуальные проблемы русистики: Материалы Всерос. науч. конф., посв. 80-летию со дня рожд. проф. Д. И.Алексеева (9–12 сентября 1988 года, Самара). Изд-во «Самарский университет», 1998. С. 21–23.
Рядом с Дмитрием Ивановичем было и трудно, и легко. Трудно потому, что, необычайно требовательный к себе, он был требователен и к другим. Легко потому, что требовательность эта не подавляла, не оскорбляла, не унижала, а, как ни странно, окрыляла и вдохновляла. Помню, как, посещая занятия, Дмитрий Иванович садился где-нибудь сзади, как бы сливался со студенческой аудиторией, занимался своими многочисленными бумагами и бумажками, будто вовсе не обращая внимания ни на студентов, ни на преподавателя. Эта манера присутствия-отсутствия, при которой, однако, он видел все и подмечал малейшие методические промахи и удачи, покоряла меня, тогда начинающего преподавателя, и очень хотелось блеснуть своими находками, показать все свои «таланты», заслужить одобрение и похвалу своего заведующего кафедрой.
Легко было работать с Дмитрием Ивановичем еще и потому, что тяготы первых лет становления университета и ответственность за все происходящее на кафедре, он брал на себя, удивительно умело ограждая нас от бурь, в те годы буквально сотрясавших стены университета. Рядом с Дмитрием Ивановичем работать было и чрезвычайно интересно, ибо он, сам увлекаясь какой-нибудь идеей, умел зажечь ею н других. Многому можно было учиться у этого человека, но для меня наиболее заметный след оставил стиль его работы и общения со студентами. Штрихи его методических приемов, высказывания о студентах, взаимоотношения с ними были для членов кафедры как бы руководством, правилом «внутреннего распорядка». Например, его слова «все сомнения – в пользу студента» до сих пор остаются для многих из нас неписаным законом преподавательской этики. Дмитрий Иванович любил студентов, жил для них и, естественно, был самым любимым преподавателем факультета. Он настолько уважал студентов, так высоко ценил их исследовательские возможности, что они становились его коллегами, соучастниками творческого процесса. Во многом уровень курсовых и дипломных сочинений был определен работами, выполняемыми в семинаре Дмитрия Ивановича. Помню, как он болел за своих питомцев, беспокоился во время научных конференций, если призовое место вдруг мог получить кто-либо из другого семинара, что, впрочем, случалось чрезвычайно редко. Влюблённые в свои темы и не менее влюбленные в своего научного руководителя, его семинаристы всегда выступали блестяще. А лекции Дмитрия Ивановича! Логичные, строгие, умные, глубокие, красиво прочитанные. Его манера исполнения – с неизменной загадочно-хитрой улыбкой и теплым юмором – буквально завораживала и покоряла слушателей. Дмитрий Иванович, конечно, не Бог, И у него были какие-то черты характера, не совсем принимаемые нами. Он мог быть и раздраженным, и иногда резким в оценке чьих-то поступков, мог даже обидеть незаслуженным упреком (здесь часто сглаживала напряженность отношений Елена Сергеевна, почти всегда выступая на стороне обиженного, и он быстро отходил). Но мы прощали своему заведующему, ибо все понимали, что для Дмитрия Ивановича превыше всего – дело, интересы кафедры, факультета, науки.
На мой взгляд, жизнь этого человека можно считать образцом служения долгу – долгу Ученого, Педагога, Человека.
Л.Б.Карпенко Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Я начала работать на кафедре сразу же после окончании славянского отделения Ленинградского университета – в начале сентября 1976 года – одновременно лаборантом и почасовиком-преподавателем болгарского языка, а на следующий год была переведена в ассистенты, и в мою нагрузку добавились часы старославянского языка и практические занятия по современному русскому языку, которые Дмитрий Иванович поручил вести за собой. И лаборантство, и ассистентство при Дмитрии Ивановиче стали для меня настоящей школой вхождения в профессию. Дмитрий Иванович был благожелательным, но требовательным преподавателем. Он добивался от студентов хорошего практического владения всеми видами лингвистического анализа – транскрипцией, морфемным и словообразовательным разбором. Выпуская ассистента в студенческую аудиторию, Дмитрий Иванович прежде всего проверял преподавателя – за первый затранскрибированный текст он поставил мне окрыляющую пятерку с минусом. Профессор Дмитрий Иванович Алексеев запомнился мне классическим руководителем – строгим, внимательным и очень добродушным одновременно. Строгим он был внутренне, его отличала поразительная внутренняя собранность, подтянутость, дисциплинированность – сохранившаяся от военных лет армейская выправка, а добродушием он открывался окружающему миру. Я не могу вспомнить ни одного случая, когда бы Дмитрий Иванович проявил резкость по отношению ко мне как лаборанту или ассистенту. Напротив, как сейчас понимаю, он стал для меня надежной опорой на первых шагах моей профессиональной деятельности, проявлял и поддержку, и доверие. Когда я вспоминаю Дмитрия Ивановича, я вижу его радушное, открытое русское лицо, озаренное доброй, расцветающей улыбкой, которую он не мог скрыть. Улыбка светилась изнутри всегда, она была сущностью натуры Дмитрия Ивановича. А познакомилась я с ним даже еще раньше, чем начала работать на кафедре, – весной 1973 года. Тогда студенткой III курса славянского отделения ЛГУ я приехала на несколько дней в Куйбышев. О филологическом факультете и преподавателях мне рассказывали мои куйбышевские друзья-одноклассники – Володя Семенов, Женя Марков. От них я узнала, что Дмитрий Иванович подыскивает слависта. Я пришла познакомиться с факультетом, он тогда располагался на ул. Челюскинцев в таком же типовом школьном здании, как то, в котором располагается филфак сегодня. Дмитрий Иванович разговаривал со мной во время перерыва между лекциями. Он вышел из лекционной аудитории красивый, какой-то весь сияющий, в новом темно-синем костюме. Говорил приветливо, уважительно, выяснил, что я изучаю, какая у меня научная тема, посоветовал приехать после окончания ЛГУ. Так я и поступила. Я вернулась домой после окончания Ленинградского университета, о чем не пожалела и чему в особенности радуюсь в последние годы. Сейчас ясно, что во Львовском университете, куда меня приглашал проф. К. К. Трофимович и направлял университет, моя профессиональная судьба не могла сложиться. Выпускники из России не задерживались на Западной Украине. В девяностые годы из Львова вынуждена была уехать вместе с семьей моя сокурсница Лариса Смирнова (она теперь профессор Волгоградского педуниверситета). В августе 1976 года я написала из Львова Дмитрию Ивановичу письмо о своих обстоятельствах – о невозможности найти жилье в Львове. Дмитрий Иванович не замедлил с ответом, запомнились такие слова из его письма: «Верьте в удачу. Бывают повороты судьбы, как в сказке». Дмитрий Иванович по-настоящему интересовался славистикой. Он приходил на мои лекции по болгарскому языку, задавал вопросы, которые свидетельствовали о его интересе к предмету. Он спрашивал, почему в болгарском согласный [л] считается твердым, а произносится в словосочетании зелено поле не тверже, чем в русском; есть ли в этом языке родовая соотносительность в названиях животных. Его интересовало, есть ли к слову котка соответствие для кота, и как будто приятно обрадовало то, что кота болгары называют словом котарак. Он делился сербскими фразами, которые запомнил, как я полагаю, в дни II мировой войны – он прошел ее через всю Европу. Дмитрий Иванович поддерживал интерес к истории славянской письменности. Он сам читал по истории письма отдельный небольшой спецкурс. Думаю, он одобрил бы защиту докторской диссертации по семиотике глаголицы, эта славянская азбука его интересовала. Дмитрий Иванович понимал, что я скучаю по Ленинградскому университету, поэтому, наверное, в первый же год он сказал мне: «Заведите традицию, которая бы связала наш вуз с Ленинградским университетом». В мае 1977 года я провела в первый раз Кирилло-Мефодиевские чтения. Эта конференция и стала традицией, собирающей в Самаре славистов. В 2008 году состоялись XXX-е Кирилло-Мефодиевские чтения. Сборник, который готовится мной по материалам этой международной конференции, посвящается 90-летию Самарского государственного университета, памяти Учителей и незабвенного Дмитрия Ивановича Алексеева.С.А.Карпухин Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Далее...См. полностью: Карпухин С. А. Учёный-гуманист // Проблемы русской лексикологии. Памяти Дмитрия Ивановича Алексеева: Межвуз. сб. науч. статей. Самара: СамГУ, 1991. С. 46-50.
Е.Н.Сорокина Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Далее...См.: Проблемы русской лексикологии. Памяти Дмитрия Ивановича Алексеева: Межвуз. сб. науч. статей. Самара: СамГУ, 1991. С. 89–90.
Т.М. Приходкин Далее...
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
РЫБОЛОВНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ
Мастер описания русской природы С. Т. Аксаков писал: «Удочка и уженье – слова магические, сильно действующие на душу», а А. П. Чехов говорил: «Пойманный на удочку окунь удовлетворяет моё чувство гораздо осязательнее, чем рецензия и аплодирующая галерея». Дмитрий Иванович вслух не говорил этого, но был заядлым рыболовом, на рыбалку шёл в любое время года и в любую погоду. Он имел и тщательно готовил рыболовные снасти. Рюкзак его был всегда переполнен и очень тяжёл. А на вопрос, зачем он столько носит с собой, Д. И. отвечал, что в походе у озера всё может пригодиться.Он хорошо знал заволжские озёра: Островное, Долгое, Бобры, Кресты, Широкое, Волшебное, 1-е, 2-е и 3-е Щучье, Ледовое и многие, многие другие – с названиями и без названий. Нередко рыбалка не приносила удачи, а с ухудшением экологической обстановки рыбы становилось всё меньше. Но не улов был важен. Чего стоит летняя утренняя зорька, когда разгорается пожар солнечного восхода, над водой лёгкая дымка тумана, а Дмитрий Иванович сидит на берегу, вдыхает удивительно свежий запах озерной воды и, как завороженный, следит за поплавком. По характеру Дмитрий Иванович нетороплив, но на рыбалке он часто азартно перебегал с одного места на другое, пробовал разные насадки, менял крючки, грузилки. А как радовался, когда на крючок попадали окунь или карась! Помню, рыбачили как-то на Волшебном озере. Стоя на крутом берегу, Дмитрий Иванович, увидев поклёвку, рванул удилище, но зацепил леску за ветку и, пытаясь поймать небольшого окунька, не удержался и покатился в воду. Тут же, в сырую погоду, он разжёг костёр, просушился и продолжал рыбачить.
Он был удивительно деликатным и скромным, всегда внешне спокойным человеком, но как он раздражался, когда видел браконьера! При длительных переходах обычно говорили о всяких рыбацких приключениях (кстати, у нас было много общих знакомых по университету, но Дмитрий Иванович никогда не занимался пересудами), но вдруг он спрашивал, нет ли в сокращении, например ВОСО, иного смысла, чем служба военных сообщений? Он готовил третье издание Словаря сокращений и не мог отойти от этой работы даже на рыбалке.
Думаю, что его напряженная работа над докторской диссертацией, Словарём, постоянные заботы по руководству кафедрой не могли не сказаться на резком ухудшении состояния здоровья. До сих пор я переживаю, что навсегда потерял такого замечательного человека и товарища по совместным походам на протяжении 15 лет.
Творчество Д.И. Алексеева
Приводится по материалам из книги: Дмитрий Иванович Алексеев. Мемориальное издание, посвященное 90-летию со дня рождения профессора Д. И. Алексеева и 40-летию кафедры русского языка / Сост. Е. С. Скобликова, Л. И. Бордунова, Л. Г. Кочедыков. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009.
Первые стихотворные опыты
Начало
Это трудный поход Самый первый Стихотворных пехот Через нервы. Сотню целую раз Вдохновляться, Чтоб какой-то дурак Мог смеяться. Сколько надо бумаг И терпенья, А получится «квак» Вместо пенья. 1938 г.Месяц
Ходит месяц небом тёмным, Рядит небо в звёзды-перья. Он всю ночь в саду огромном Время ловит, точно зверя. Притаясь, сидит в засаде На лужайке под кустами В нашем тихом, чёрном саде, Проскользнув между листами. Чешуёю в речке блещет По рябому перекату, Наложил на омут плешью Серебристую заплату. И ко мне луной ластится, Всё под руку вместе бродит, Не могу никак проститься – Привязался, не уходит.1938 г.
Годы войны
Стихи, написанные
в Муромском военном училище связи
***
Я стою на посту. Лунный луч От штыка – сквозь осеннюю ночь. Месяц мечется между туч И всё рвётся, всё рвётся прочь. Где-то ты?.. Может быть, у окна Ты сидишь. На коленях – сын. И над нами –одна луна И серебряный серп один. Что ж печальны твои глаза? Затуманилась дымкой их синь. Не грусти – нас не тронет гроза, Не грусти – я вернусь назад, Будет счастлив наш первый сын. 23 авг. 41 г. г. Муром [Дочь Лена родилась 12 ноября 1941 г. – ред.]Одиночество
Была ли ты когда-нибудь, родная, Среди могил беспомощно одна? И над тобой холодная, немая, Ожесточённо яркая луна. Кругом кресты стоят, как привиденья, Храня покой неведомых гробов. И вдруг вползёт в тебя ужасное сомненье, Что вымер мир и – кончится с тобой. Сегодня я – такой же одинокий, Лишь нет могил и нет немой луны. Один во тьме, и нет нигде дороги, И даже звёзды в небе не видны. Ушли друзья. И далеко до милой. Куда же я, когда весь мир исчез? Моя душа – холодная могила. А ночь – как смерть, и надо мною крест. Муром. 14.9.41 г.История одного маленького конвертика
Он лежит здесь уж месяц целый И к кому-то безмолвно взывает. И берут его все то и дело, Поглядят – и обратно бросают. Он был беленький и аккуратный, Склеен маленькой детской ручонкой. А теперь на нём грязные пятна, Он лежит, умирая в сторонке. И однажды его разорвали. Выпал на пол маленький листик. Но его равнодушно подняли, Снова бросили в ящик для писем. На листочке, покрывшемся грязью, Разбегаются буковки-мыши: «В город Муром, в училище связи. Милый папочка! Что ж ты не пишешь?» Скоро белый конверт потерялся, Как теряется в море капля. А листочек потёрся, порвался – И никак не найти ему папы! Папы нет – он отправлен на фронт, Или в часть переброшен другую, Или в Муроме умер, схоронен, Иль погиб за страну дорогую. И всё больше на листике грязи, И слова призывают всё тише: «В город Муром, в училище связи. Милый папочка! Что ж ты не пишешь?» 21.9.41 г. МуромНочью
Ночь. Морозная, в 40 градусов. Спит казарма, вонючая, душная. Я сижу над наукой военною, – Не читаю – мечты свои слушаю. Всё мечтаются встречи желанные, Встречи ласковые, весенние, Ночи лунные, очи туманные, Поцелуй, соловьиное пение… Вижу сад твой – родной, весь исхоженный, Весь обвеянный девичьей тайной, Там безмолвные сказки сложены, Сказки нашей любви, не случайной. Где вы, где вы, дрожки тенистые? Где волшебные сказки молчания? О! Сейчас бы зажёг я неистово Миллионами слов те сказания!.. Я шепчу их, слова те горящие… Но… готовиться надо к контрольной! И захлопнул я к чёртовой матери Голубую, как сон, «Телефонию». 20.1.42 г. Муром, крепостьСсылки в Интернете
2. Материалы Д.И. Алексеева в детской областной поэтической библиотеки г. Оренбург.
3. Статья М.Н.Барабиной Д.И.Алексеев в творческой жизни и нашей памяти (К 80-летию со дня рождения).
4. Алексеев Дмитрий Иванович: библиография (5 книг).
5. Каталог книг Д.И.Алексеева в Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН.
Перейти к фотогалерее.