Персоналии
Список персоналийАлександрова Ольга Ильинична (18.11.1927 - 1993)
Александрова Ольга Ильинична (1927 – 1993) кандидат филологических наук, доцент Куйбышевского пединститута, специалист в области лингвистического анализа художественного текста, докторант (докторская диссертация по поэтическому использованию окказиональной лексики); научный редактор и вдохновитель ряда концептуально значимых сборников научных трудов по художественной речи; научный руководитель нескольких кандидатских диссертаций преподавателей кафедры русского языка Куйбышевского пединститута
Творческий путь Ольги Ильиничны Александровой
Приводится по материалам из книги: Развитие филологического образования в Самарском государственном педагогическом университете. Лингвистика. Самара: изд-во СГПУ, 2006.
Кандидатскую диссертацию О. И. Александрова защитила в Куйбышевском институте в 1956 году. Тема диссертации – «Глагольные предложные конструкции в деловой речи начала XVIII века (по письмам и бумагам Петра Великого)».
Вузовская деятельность О. И. Александровой началась в Арзамасском педагогическом институте.
В 70-80-е гг. ХХ в. преподает языковедческие дисциплины на филологическом факультете Куйбышевского пединститута. И в преподавательской, и в научно-исследовательской деятельности О. И. Александрова проявила себя как человек широкой эрудиции, глубоко увлеченный филологическими изысканиями, постоянно ищущий наиболее эффективные методы и приемы преподавания филологических дисциплин. На ее лекции по лингвистическому анализу текста приходили доценты литературных кафедр, извлекая для себя уроки того, как при анализе художественных текстов раскрывать органическое единство их языковой формы и содержательной структуры.
Читая курс «Современный русский язык», О. И. Александрова, не игнорируя традиции, обращалась к новейшим данным современной лингвистики; О. И. Александрова, в частности, одна из первых на факультете начала знакомить студентов со структурно-семантической классификацией сложных предложений. Основное направление ее научной деятельности – исследование единиц языка, речевых структур разного типа в художественной речи, в первую очередь ее научные интересы сосредоточились на окказиональных образованиях, используемых в поэтической речи. Ольгу Ильиничну глубоко интересовали проблемы формирующейся лингвистики текста. Под научной редакцией О. И. Александровой вышли шесть концептуально значимых сборников научных трудов по художественной речи подробнее:
Далее...
Кандидатскую диссертацию О. И. Александрова защитила в Куйбышевском институте в 1956 году. Тема диссертации – «Глагольные предложные конструкции в деловой речи начала XVIII века (по письмам и бумагам Петра Великого)».
Вузовская деятельность О. И. Александровой началась в Арзамасском педагогическом институте.
В 70-80-е гг. ХХ в. преподает языковедческие дисциплины на филологическом факультете Куйбышевского пединститута. И в преподавательской, и в научно-исследовательской деятельности О. И. Александрова проявила себя как человек широкой эрудиции, глубоко увлеченный филологическими изысканиями, постоянно ищущий наиболее эффективные методы и приемы преподавания филологических дисциплин. На ее лекции по лингвистическому анализу текста приходили доценты литературных кафедр, извлекая для себя уроки того, как при анализе художественных текстов раскрывать органическое единство их языковой формы и содержательной структуры.
Читая курс «Современный русский язык», О. И. Александрова, не игнорируя традиции, обращалась к новейшим данным современной лингвистики; О. И. Александрова, в частности, одна из первых на факультете начала знакомить студентов со структурно-семантической классификацией сложных предложений. Основное направление ее научной деятельности – исследование единиц языка, речевых структур разного типа в художественной речи, в первую очередь ее научные интересы сосредоточились на окказиональных образованиях, используемых в поэтической речи. Ольгу Ильиничну глубоко интересовали проблемы формирующейся лингвистики текста. Под научной редакцией О. И. Александровой вышли шесть концептуально значимых сборников научных трудов по художественной речи подробнее:
Далее...
Традиции и новаторство в поэтическом языке: Научн. тр. Т. 218, Куйбышев, 1978;
Художественная речь: Традиции и новаторство. Т. 238, Куйбышев, 1980;
Художественная речь. Организация языкового материала. Куйбышев, 1981;
Формирование семантики и структуры художественного текста. Куйбышев, 1984;
Художественная речь: Общее и индивидуальное. Куйбышев, 1988;
Художественная речь. Функциональный и сопоставительно-функциональный анализ текста, Куйбышев, 1992.
Значительная роль О. И. Александровой в подготовке не только дипломированных специалистов-филологов, учителей-словесников, но и специалистов высокой квалификации – кандидатов филологических наук.
Художественная речь: Традиции и новаторство. Т. 238, Куйбышев, 1980;
Художественная речь. Организация языкового материала. Куйбышев, 1981;
Формирование семантики и структуры художественного текста. Куйбышев, 1984;
Художественная речь: Общее и индивидуальное. Куйбышев, 1988;
Художественная речь. Функциональный и сопоставительно-функциональный анализ текста, Куйбышев, 1992.
Библиография О. И. Александровой
1961
1. Александрова О. И. О некоторых функциях разговорной и просторечной лексики в романе «Война и мир» / Л. Н. Толстой. Учебно-методическое пособие. Арзамас, 1961.
2. Александрова О. И. Олицетворение как один из способов «выделки образа» в поэтических произведениях В.В. Маяковского // Вопросы стилистики. О языке, стиле, художественном мастерстве русских классиков. Арзамас, 1961.
1967
3. Александрова О. И. Новообразования в поэтическом творчестве Маяковского и его современников // Ученые записки Горьковского педагогического института. Вып. 62. Горький, 1967.
4. Александрова О. И. Новообразования в поэтическом языке начала XX века // Проблемы мастерства в изучении и преподавании художественной литературы. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1967.
1969
5. Александрова О. И. Окказиональные безаффиксные существительные женского рода в поэтических произведениях начала XX века (Краткий анализ для словаря) // Ученые записки Горьковского педагогического института. Вып. 95. Горький,1969.
1972
6. Александрова О. И. Окказионализмы в эпистолярном жанре разговорной речи. (Опыт функционального анализа) // Вопросы стилистики. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 5. Саратов, 1972.
7. Александрова О. И. О неповторимом в области поэтического словотворчества. Текст // Научные труды Куйбыш. пед. ин-та. Т. 103. Куйбышев, 1972.
1973
8. Александрова О. И. Поэтическое словотворчество (К проблеме единиц художественной речи). Л., 1973.
1974
9. Александрова О. И. Поэтические неологизмы начала 20 века // Русская речь. № 1. 1974.
10. Александрова О. И. Неологизмы и окказионализмы // Вопросы русского современного словообразования, лексики и стилистики. Науч. труды Куйбышев. гос. пед. ин-та. Т. 145. Куйбышев, 1974.
11. Александрова О. И. К проблеме классификации новых слов // Научные труды Куйбышевского педагогического института. Вып. 133. Куйбышев, 1974.
1980
12. Александрова О. И. Русское поэтическое словотворчество: (организация плана выражения) // Художественная речь: Традиции и новаторство / Межвуз. сб. науч. трудов. Т. 238. Куйбышев, 1980.
1983
13. Александрова О. И. О текстовых функциях поэтических новообразований (на материале поэзии начала XX века) // Язык и композиция художественного текста. М., 1983.
1991
14. Александрова О. И. О роли поэтических новообразований в организации стихотворного текста // Текст и его изучение в вузе и школе. М., 1991.
15. Александрова О. И. Художественная деталь как знак возможного мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество М. А. Булгакова в литературно-художественном контексте. Самара, 1991.
1. Александрова О. И. О некоторых функциях разговорной и просторечной лексики в романе «Война и мир» / Л. Н. Толстой. Учебно-методическое пособие. Арзамас, 1961.
2. Александрова О. И. Олицетворение как один из способов «выделки образа» в поэтических произведениях В.В. Маяковского // Вопросы стилистики. О языке, стиле, художественном мастерстве русских классиков. Арзамас, 1961.
1967
3. Александрова О. И. Новообразования в поэтическом творчестве Маяковского и его современников // Ученые записки Горьковского педагогического института. Вып. 62. Горький, 1967.
4. Александрова О. И. Новообразования в поэтическом языке начала XX века // Проблемы мастерства в изучении и преподавании художественной литературы. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1967.
1969
5. Александрова О. И. Окказиональные безаффиксные существительные женского рода в поэтических произведениях начала XX века (Краткий анализ для словаря) // Ученые записки Горьковского педагогического института. Вып. 95. Горький,1969.
1972
6. Александрова О. И. Окказионализмы в эпистолярном жанре разговорной речи. (Опыт функционального анализа) // Вопросы стилистики. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 5. Саратов, 1972.
7. Александрова О. И. О неповторимом в области поэтического словотворчества. Текст // Научные труды Куйбыш. пед. ин-та. Т. 103. Куйбышев, 1972.
1973
8. Александрова О. И. Поэтическое словотворчество (К проблеме единиц художественной речи). Л., 1973.
1974
9. Александрова О. И. Поэтические неологизмы начала 20 века // Русская речь. № 1. 1974.
10. Александрова О. И. Неологизмы и окказионализмы // Вопросы русского современного словообразования, лексики и стилистики. Науч. труды Куйбышев. гос. пед. ин-та. Т. 145. Куйбышев, 1974.
11. Александрова О. И. К проблеме классификации новых слов // Научные труды Куйбышевского педагогического института. Вып. 133. Куйбышев, 1974.
1980
12. Александрова О. И. Русское поэтическое словотворчество: (организация плана выражения) // Художественная речь: Традиции и новаторство / Межвуз. сб. науч. трудов. Т. 238. Куйбышев, 1980.
1983
13. Александрова О. И. О текстовых функциях поэтических новообразований (на материале поэзии начала XX века) // Язык и композиция художественного текста. М., 1983.
1991
14. Александрова О. И. О роли поэтических новообразований в организации стихотворного текста // Текст и его изучение в вузе и школе. М., 1991.
15. Александрова О. И. Художественная деталь как знак возможного мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество М. А. Булгакова в литературно-художественном контексте. Самара, 1991.
Воспоминания об О. И. Александровой
Воспоминания однокурсницы и подруги - Святкиной Нонны Митрофановны, выпускницы Куйбышевского пединститута (1949-го года выпуска). Записи декабря 2013 г. осуществили сотрудники Виртуального музея «Самарская лингвистическая школа»
Август 1945 года. В педагогическом институте на ул. Льва Толстого проходят вступительные экзамены, пишут сочинение. Среди поступающих – тоненькая, черноволосая девочка – Оля Иванова. Окончив школу с отличием, она могла поступить в любой престижный институт, но пришла в Педагогический по велению сердца.
Мать ее была учителем начальных классов, отец – партийный работник, журналист, редактор похвистневской газеты. Семья жила скромно. Дети воспитывались в духе уважения к родителям, старшему поколению и вообще к человеческой личности.
Оля была принята в институт. Курс набирался большой: более ста человек. В своей группе она сразу стала лучшей студенткой. Общественная жизнь не проходила мимо нее. Все вместе ездили копать картошку, разгружать дрова для общежития. Оля жила в общежитие на ул. Степана Разина, дом 25, в большой комнате для девяти человек, но это не мешало ее учению.
По характеру Оля была человеком принципиальным, имеющим свое мнение, которое старалась отстоять. Была вспыльчивой, но отходчивой. Девочки делились своими волнениями, переживаниями, и всегда находили отклик в ее душе.
Оля интересовалась многим, была человеком широкого кругозора: любила музыку, хорошо пела, умела вышивать. В институте она стала членом студ. совета, руководила культмассовым сектором. Оля старалась прививать девочкам из села интерес к общекультурным знаниям. В частности, в общежитие приглашались преподаватели с исторического факультета: Коревский Федор Яковлевич, Стальный Вениамин Александрович. Преподаватели приходили в общежитие, студенты собирались в большой комнате и в дружественной обстановке проходили беседы. Беседы были о разном: Ф. Я. Коревский рассказывал о случаях на войне (война только что закончилась), В. А. Стальный говорил о том, как в первые, послевоенные годы меняется политическая карта мира (сломаны все границы, возникают новые государства и т. д.).
Особенно запомнился приход в общежитие секретаря учебной части института, знатока классической музыки. Он рассказал девушкам о сюжете оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, представляя в лицах персонажей и связывая все это с музыкальной основой.
В это же время в Куйбышевском театре шла опера «Князь Игорь». Члены студ. совета, под руководством Ольги Ивановой, «выпросили» у ректората деньги на недорогие билеты для живущих в общежитии. Посещение оперы «Князь Игорь» стало настоящим праздником для студентов.
Активная общественная работа не отвлекала, а, наоборот, помогала Оле быть лучшей студенткой на курсе. После окончания института Ольга Ильинична поступает на кафедру русского языка. И в 26 лет она уже была кандидатом филологических наук.
По окончании аспирантуры Ольга Ильинична уехала из Куйбышева по направлению. Встреча с родным педагогическим институтом состоялась в 1970-м году, когда она, уже Ольга Ильинична Александрова, стала доцентом кафедры русского языка. Это был уже маститый, знающий преподаватель.
Верным другом, единомышленником был ее муж Александров Игорь Иванович, доцент кафедры математики государственного университета.
Воспоминания студентки – Бровкиной Ирины Васильевны, выпускницы КПГУ, ныне кандидата филологических наук кафедры русского языка ПГСГА:
Лекции О. И. Александровой отличались глубоким содержанием, несли эмоциональный заряд. Особенно интересны были лекции по лингвистическому анализу текста, где проявились тонкость восприятия поэтического слова, глубокие знания литературы и истории России. Многие студенты рассказывают, что долго хранили тетради с лекциями Ольги Ильиничны.
В общественной жизни О. И. Александрова не была в стороне. Она была агитатором при подготовке предвыборной кампании, добросовестно выполняла партийные поручения. Но больше всего Ольга Ильинична была увлечена любимой наукой. Она была на острие науки, разрабатывая новые направления лингвистики. Об этом свидетельствуют ее многочисленные публикации.
В памяти выпускников Ольга Ильинична Александрова осталась строгим, требовательным, высокопрофессиональным преподавателем, ярким человеком и элегантной женщиной.
Август 1945 года. В педагогическом институте на ул. Льва Толстого проходят вступительные экзамены, пишут сочинение. Среди поступающих – тоненькая, черноволосая девочка – Оля Иванова. Окончив школу с отличием, она могла поступить в любой престижный институт, но пришла в Педагогический по велению сердца.
Мать ее была учителем начальных классов, отец – партийный работник, журналист, редактор похвистневской газеты. Семья жила скромно. Дети воспитывались в духе уважения к родителям, старшему поколению и вообще к человеческой личности.
Оля была принята в институт. Курс набирался большой: более ста человек. В своей группе она сразу стала лучшей студенткой. Общественная жизнь не проходила мимо нее. Все вместе ездили копать картошку, разгружать дрова для общежития. Оля жила в общежитие на ул. Степана Разина, дом 25, в большой комнате для девяти человек, но это не мешало ее учению.
По характеру Оля была человеком принципиальным, имеющим свое мнение, которое старалась отстоять. Была вспыльчивой, но отходчивой. Девочки делились своими волнениями, переживаниями, и всегда находили отклик в ее душе.
Оля интересовалась многим, была человеком широкого кругозора: любила музыку, хорошо пела, умела вышивать. В институте она стала членом студ. совета, руководила культмассовым сектором. Оля старалась прививать девочкам из села интерес к общекультурным знаниям. В частности, в общежитие приглашались преподаватели с исторического факультета: Коревский Федор Яковлевич, Стальный Вениамин Александрович. Преподаватели приходили в общежитие, студенты собирались в большой комнате и в дружественной обстановке проходили беседы. Беседы были о разном: Ф. Я. Коревский рассказывал о случаях на войне (война только что закончилась), В. А. Стальный говорил о том, как в первые, послевоенные годы меняется политическая карта мира (сломаны все границы, возникают новые государства и т. д.).
Особенно запомнился приход в общежитие секретаря учебной части института, знатока классической музыки. Он рассказал девушкам о сюжете оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, представляя в лицах персонажей и связывая все это с музыкальной основой.
В это же время в Куйбышевском театре шла опера «Князь Игорь». Члены студ. совета, под руководством Ольги Ивановой, «выпросили» у ректората деньги на недорогие билеты для живущих в общежитии. Посещение оперы «Князь Игорь» стало настоящим праздником для студентов.
Активная общественная работа не отвлекала, а, наоборот, помогала Оле быть лучшей студенткой на курсе. После окончания института Ольга Ильинична поступает на кафедру русского языка. И в 26 лет она уже была кандидатом филологических наук.
По окончании аспирантуры Ольга Ильинична уехала из Куйбышева по направлению. Встреча с родным педагогическим институтом состоялась в 1970-м году, когда она, уже Ольга Ильинична Александрова, стала доцентом кафедры русского языка. Это был уже маститый, знающий преподаватель.
Верным другом, единомышленником был ее муж Александров Игорь Иванович, доцент кафедры математики государственного университета.
Воспоминания студентки – Бровкиной Ирины Васильевны, выпускницы КПГУ, ныне кандидата филологических наук кафедры русского языка ПГСГА:
Лекции О. И. Александровой отличались глубоким содержанием, несли эмоциональный заряд. Особенно интересны были лекции по лингвистическому анализу текста, где проявились тонкость восприятия поэтического слова, глубокие знания литературы и истории России. Многие студенты рассказывают, что долго хранили тетради с лекциями Ольги Ильиничны.
В общественной жизни О. И. Александрова не была в стороне. Она была агитатором при подготовке предвыборной кампании, добросовестно выполняла партийные поручения. Но больше всего Ольга Ильинична была увлечена любимой наукой. Она была на острие науки, разрабатывая новые направления лингвистики. Об этом свидетельствуют ее многочисленные публикации.
В памяти выпускников Ольга Ильинична Александрова осталась строгим, требовательным, высокопрофессиональным преподавателем, ярким человеком и элегантной женщиной.