Персоналии
Список персоналийДементьев Алексей Александрович (26.02.1910 - 1983)
Дементьев Алексей Александрович - доктор филологических наук (1961), профессор (1964), заведующий кафедрой русского языка Куйбышевского пединститута (1966-1982), председатель Зонального объединения кафедр русского языка Среднего и Нижнего Поволжья (1967-1983), последователь научных достижений акад. Л. В. Щербы, специалист в области истории русского языка, автор «Сборника задач и упражнений по исторической грамматике русского языка» (1959, 1964) и «Сборника задач и упражнений по старославянскому языку» (1976), неоднократно издававшихся в центральных изданиях. Далее...
Его «Очерки по словообразованию имён существительных в русском языке» (докторская диссертация) стали поистине настольной книгой для всех занимавшихся вопросами словообразования: не было ни одной работы по лексикологии и словообразованию, авторы которых не ссылались бы на наблюдения над языковыми фактами и выводы А. А. Дементьева. О его широком научном кругозоре свидетельствует многосторонность предпринятого им исследования:
• образование и значение различных по своему строению имён существительных;
• синонимичные словообразовательные типы имён существительных (разговорно-бытовая речь, официально- деловая речь, фольклор и т. п.);
• круг употребления рассматриваемых имён существительных (разговорно-бытовая речь, официально-деловая речь, фольклор и т. п.);
•продуктивность различных словообразовательных типов слов, а, следовательно, и суффиксов, оформляющих эти типы слов;
•причины расширения или ограничения продуктивности у различных словообразовательных типов слов;
• фонетические изменения в основе при присоединении суффикса;
• употребление различных суффиксов при различных основах;
• ударение в изучаемых именах существительных;
• судьба данного типа слов за период исторической жизни русского языка.
Блестящая фундаментальная подготовка, широкие научные интересы, желание приобщить учителей-словесников к изучению истории языка для её продвижения в школу привели Алексея Александровича к мысли написать учебные пособия для студентов, которые одновременно были бы полезны преподавателю русского языка в школе. Тщательный отбор языкового материала, выбор форм заданий, типовых упражнений, неоднократная их апробация в студенческой аудитории, в семинарах учителей - вот чем были наполнены десятки лет исканий и трудов талантливого учёного. Первое его учебное пособие - «Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка» - при жизни автора выдержало три издания (в 1964 г. в издательстве Учпедгиз, второе - в 1959 г., третье - в 1964 г. в издательстве «Просвещение») - и разошлось по всем педагогическим институтам огромной страны. Ни до этой книги, ни после неё на протяжении полувека не было создано учебника более информативно содержательного и одновременно компактного, более удачно соответствующего вузовской программе по данному курсу, более просто и чётко отражающего состояние современной славистику, нежели это учебное пособие по исторической грамматике русского языка А.А.Дементьева. По-прежнему преподаватели исторической грамматики русского языка отдают предпочтение этой учебой книге как оптимально отвечающей всем требованиям, предъявляемым к вузовской учебной программе, хотя она уже к 70-м годам стала раритетом.
Много сил Алексей Александрович отдал работе над пособием по старославянскому языку - это был «Сборник задач и упражнений по старославянскому языку» (М.: Просвещение, 1976). Оба учебных пособия содержат отрывки из памятников письменности, продуманные методические советы и рекомендации, сопроводительные примечания, словарики и пр.
Биография А. А. Дементьева
Профессор Алексей Александрович Дементьев родился 28 февраля 1910 года.
После средней школы в 1930 году Алексей Александрович окончил литературное отделение Нижегородского государственного педагогического института и стал учителем русского языка и литературы. Талантливый педагог-словесник вскоре становится аспирантом кафедры русского языка Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, где его научным руководителем был знаменитый ученый – академик Л. В. Щерба. Серьезная научно-исследовательская работа успешна была представлена в кандидатской диссертации, которую А. А. Дементьев защитил в январе 1938 г. С этого времени и до конца своей жизни служил филологической науке и педагогике высшей школы в Самарском государственном педагогическом университете – в должностях доцента, профессора, заведующего кафедрой русского языка. С 1962 по 1964гг. А. А. Дементьев был ректором созданного на общественных началах Куйбышевского университета педагогических знаний.
В декабре 1961 г. А. А. Дементьев успешно защитил докторскую диссертацию «Очерки по словообразованию имен существительных в русском языке», а в 1964 г. решением ВАК СССР ему было присвоено ученое звание профессора. С 1966 по 1982 гг. А. А. Дементьев был заведующим кафедрой русского языка Куйбышевского пединститута. С мая 1967 г. до конца жизни он был бессменным председателем зонального объединения кафедр русского языка Среднего и Нижнего Поволжья.
Люди, хорошо знавшие его, помнят этого человека с бесстрастным взглядом, негромким голосом. Он производил впечатление человека, уверенного в себе, своем предназначении, в своём общественном положении, в умении устанавливать и поддерживать одному ему ведомый порядок в делах руководимой им кафедры. Чёткий и аккуратный во всём, Алексей Александрович умел равно успешно «справляться» и со студенческой аудиторией, и с разнохарактерным коллективом кафедры, и с многоаспектной деятельностью Поволжского объединения языковедов, и с хлопотным делом организации и проведения регулярных зональных лингвистических конференций.
Спокойная, размеренная речь, высокая требовательность отличали его отношение к коллегам, аспирантам, студентам. Он не скрывал глубокого удовлетворения и даже радости, когда слышал от студента или аспиранта содержательный, глубокий, обстоятельный ответ по теории или истории языка. Со звонком он неспешно входил в аудитории - сразу же смолкал гул голосов, комнату окутывала прозрачная тишина. Вполголоса, словно доверительно беседуя со слушателями, он просто, точно и ясно, предельно кратко излагал сложнейшие вопросы курса исторической грамматики русского языка и при этом то обращался с вопросом к студентам, то делал необходимые записи на доске. Он был дисциплинирован, дорожил своим и чужим временем - никогда никуда не опаздывал, не заставлял себя ждать, не искал обходных путей, чтобы отказаться от общественных поручений, не перекладывал ни обязанностей, ни ответственности на других. При приёме на кафедру новых лиц его не останавливали предупреждения о неуживчивом характере того или иного претендента - он исходил из интересов дела. Словно сама собой сложилась на кафедре настоящая рабочая обстановка делового сотрудничества представителей старшего, среднего и молодого поколений языковедов.
Одна за другой проходили под его руководством зональные научные конференции в Мелекессе (Димитровграде), Волгограде, Горьком, собиравшие по 150-200 учёных не только Поволжья, но со всего тогдашнего СССР. Заседания пленарные, секционные, в которых считали за честь принять участие все (или почти все) члены лингвистических кафедр (и, конечно, аспиранты) были многолюдными. Здесь оживленно обсуждали проблемы современного состояния русского языка, его истории и методики его школьного и вузовского преподавания. На этих конференциях председательствовали известнейшие ученые: Н. М. Шанский, И. Г. Добродомов, Е. А. Земская, П. А. Лекант и многие другие. И во всем этом ощущалась решительная, направляющая рука руководителя Поволжского зонального объединения языковедов.
Творческая атмосфера царила на ежегодных кафедральных научных конференциях, на заседаниях аспирантского объединения, на занятиях методологического семинара, при обсуждении кандидатских и докторских диссертаций, отзывов о работах коллег - с особым вниманием воспринимались тогда заключительные выступления Алексея Александровича, в которых могли иметь место и нелицеприятные суждения, и высказывавшиеся без табу и эвфемизмов советы и рекомендации. А отрицательные отзывы о монографиях, которые утверждались на заседаниях кафедры, служили для всех уроком высокой требовательности к научной работе, лингвистическому анализу, к оформлению исследования.
Будучи учеником замечательного учёного Льва Владимировича Щербы
Всем своим научным творчеством он ещё раз продемонстрировал старую истину: большой учёный - блестящий методист.
Лингвист, методист, Алексей Александрович Дементьев умел оказаться полезным коллегам, посещая их лекции: он, как правило, не давал обстоятельного их анализа, однако обращал внимание посещаемого на некоторые части занятия, которые нуждаются в уточнении фактического материала, в соблюдении научной точности языкового анализа, одновременно вселяя уверенность в силы молодых.
Учёный, педагог, наставник молодых исследователей языка - пожалуй, именно эти составляющие определяли личность А. А. Дементьева.
Идёт время, но годы не умаляют заслуг большого учёного, А. А. Дементьева, перед отечественной лингвистикой, не пропали даром его усилия по разработке новых учебных пособий, до сих пор актуальных в деле подготовки кадров филологов и учителей словесников. Великое дело служения науке и обучению новых поколений филологов, которому посвятил А. А. Дементьев свою жизнь, продолжается в его талантливых учениках, которых у него было более сорока, в тысячах учителей русского языка, выпускниках Куйбышевского пединститута. Поистине вся жизнь его была посвящена науке.
Литература об А. А. Дементьеве
Автобиография
Родился 25 февраля 1910 года в с. Ардачове Горьковской области. Отец – служащий; он до 1917 года работал в отделе народного образования при Ардачовской земской управе; после 1917 года работал секретарем Ардачевского уездного отдела народного образования, а затем заведующим Ардачовской библиотекой. С 1923 – 1943 гг. он работал заведующим общим отделом Ардачовского райисполкома. Умер в 1943 году. Мать – домохозяйка. Умерла в 1960 году.
Я с 1917 год по 1927 год учился в Ардачовской школе-десятилетке. С 1927 года по 1930 год учился в Горьковском пединституте, после окончания которого был направлен на работу в Марийскую автономную область. Там работал преподавателем русского языка и литературы в Юринской школе ФЗУ с 1930 года по 1932 год. С августа 1932 года по август 1933 года работал преподавателем русского языка и литературы и заведовал учебной частью в Сормовской образовательной школе (г. Горький). С сентября 1933 года по октябрь 1933 года преподавал русский язык и литературу в Юринском промышленно-экономическом техникуме (Марийской автономной области). После ликвидации этого техникума с ноября 1933 года по август 1934 года работал преподавателем Наруковской средней школы (Горьковская область). В сентябре 1934 года я сдал вступительный экзамен в аспирантуру профессору Н. М. Каринскому и был зачислен аспирантом кафедры языкознания в Горьковском педагогическом институте. Моим научным руководителем был профессор Н. М. Каринский. После его смерти я приказом Наркомпрос РСФСР был переведен в Ленинградский пединститут им. А. И. Герцена, где был аспирантом с марта 1936 года по январь 1938 года. Здесь моим научным руководителем был академик Л. В. Щерба. Защитив в январе 1938 года кандидатскую диссертацию, я переехал на постоянную работу в г. Куйбышев (Куйбышевский пединститут).
В Куйбышевском пединституте работал доцентом кафедры русского языка с 1938 по 1964 год, а с 1964 года – профессором.
В это же время работал по совместительству:
1) Заведовал кафедрой русского языка в Куйбышевском институте иностранных языков с сентября 1939 года по октябрь 1941 года. В октябре 1941 года этот институт вошел в состав Куйбышевского пединститута.
2) Преподавал историю русского языка и современный русский язык на курсах по подготовке учителей 5-7 классов с 1939 года по 1941 год.
3) Работал председателем ГЭК в Сызранском учительском институте в 1945 и 1946 гг.
4) Читал курсы истории русского языка и старославянского языка в Горьковском университете в 1958-1959 учебном году.
5) Читал эти же курсы и спецкурс по русскому словообразованию в Орловском пединституте в 1964-1965 и в 1965-1966 учебных годах.
По рекомендации академика В. В. Виноградова и члена-корреспондента АН СССР Е. С. Истриной был командирован в докторантуру в институт русского языка А Н СССР (г. Ленинград), где написал докторскую диссертацию «Очерки по словообразованию имен существительных в русском языке».
Докторская диссертация была защищена 21 декабря 1961 года в Ленинградском институте им. А. И. Герцена (утвержден решением ВАК 27 февраля 1963 г.)
Решением ВАК от 11 июля 1964 года утвержден в ученом звании профессора.
С августа 1966 г. был исполняющим обязанности заведующим кафедрой русского языка в Куйбышевском педиституте. 20 января 1967 г. на заседании Ученого Совета института был единогласно избран на заведования этой кафедрой.
29 марта 1967 г. А. Дементьев
Русский язык: история и современное состояние. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора А. А. Дементьева / Под редакцией Р. И. Тихоновой. – Самара, 1999.
Самарские филологи: А. А. Дементьев. В 2-х тт. Т 1. / Под редакцией Р. И. Тихоновой. – Самара, 2000.
Русский язык начала ХХI века: История. Теория. Современность: Материалы Всероссийской научной конференции. Самара: ПГСГА, 2010.
Тихонова Р. И. А. А. Дементьев // Русский язык в школе. 1980. №2.
Тихонова Р. И. А. А. Дементьев: жизнь для науки // Русский язык: история и современное состояние. – Самара, 1999.
Тихонова Р. И. Вступительная статья // Самарские филологи: А. А. Дементьев. В 2-х тт. Т 1. Самара, 2000.
Библиография А. А. Дементьева
Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку. М.: Просвещение, 1976.
Дементьев А. А. Очерки по словообразованию имен существительных в русском языке (имена существительные с суффиксами -о, -ка, ко; -ец, -ца, -цо, -ища, ~ице ) // Ученые записки / Куйбышевск. гос. пед. ин-т. Вып. 27. Куйбышев, 1959. С.
Дементьев А.А. О так называемых «интерфиксах» в русском языке // Вопросы языкознания. 1974. №4.
Примечательные факты
А. А. Дементьев – автор одного из наиболее полных и удачных пособий «Сборника упражнений по старославянскому языку» (М.: Просвещение, 1975).
Докторская диссертация А. А. Дементьева «Очерки по словообразованию имен существительных в русском языке» стала настольной книгой для всех, изучающих русское словообразование; не было ни одной работы по лексикологии и словообразованию, авторы которой бы не ссылались бы на наблюдения над языковыми фактами и выводы А. А. Дементьева.
Воспоминания об А. А. Дементьеве
Если попытаться сказать об А. А. Дементьеве главное, го первыми приходят на ум такие определения: это незаурядный человек, ему в полной мере были присущи такие черты, как природная одаренность, острый ум, спокойная наблюдательность, умение подняться над множеством фактов, мнений, суждений до высокого обобщения и выразить его в предельно лаконичной и доступной форме, профессионализм (говорили, что он был одним из лучших аспирантов академика Л. В. Щербы , открытость, простота, скромность, обостренное чувство прекрасного и поэтическое жизнелюбие.
Лекции по исторической грамматике в 50-е годы ХХ в. читал А. А. Дементьев неторопливо, студенты записывали почти всё, всё казалось (да так оно и было) важным. Самое отрадное впечатление производил на всех студентов и сам 35-36-летний преподаватель - красивый, хорошо одетый, при галстуке (студенты в то время стеснялись носить галстук), немногословный, обходительный. В сравнении с ним мы, юноши, (а нас на курсе в 80 человек было всего пятеро) явно проигрывали и, конечно, стеснялись своей серости. Он еще более вырос в наших глазах, когда на обложке «Сборника задач и упражнений по исторической грамматике» (М., 1946 г.), мы увидели его фамилию. Такое впечатляет. Примерно так же был воспринят студентами «Сборник упражнений по русскому языку» профессора А. Н. Гвоздева ссылка на персоналию (М., 1947 г.) Это придавало нам гордость за институт, за наших преподавателей и чувство робости перед ними.
Нас радовало само его присутствие. Запомнились его рассказы о годах учебы в ШКМ (школе колхозной молодежи), когда приходилось учиться в другом селе, удалённом от родного на много километров, жить в общежитии или у кого-либо на квартире и на каникулы или по праздникам ходить домой пешком. И когда они останавливались на вынужденный ночлег в какой-нибудь деревне, их сердечно принимали простые люди, жалели, кормили (давали хлеб и молоко: «мы погружали хлеб в молоко, он насыщался молоком, так что даже отваливался»), давали тулуп и посылали спать на сеновал. А там, на сеновале, их, уставших и накормленных, либо сразу сваливал сон, либо они никак не могли уснуть, рассказывая разные истории.
К этому сюжету Алексей Александрович обращался не один раз, но в каждой новой версии его повествования всегда чувствовалось восхищение простыми русскими людьми (особенно - дававшими приют женщинами) и в рассказах непременно присутствовали такие детали, как намокший в молоке хлеб, сшитый из овчины тулуп, который согревал их и из-под которого трудно было вылезти в прохладное утро, чтобы продолжать путь. Талантливый рассказчик живописал и тем самым делал нам близкими и нижегородские села, и дороги, и людей и ... свои, видимо, очень дорогие ему, школьные годы.
В послеаспирантский период мы виделись с Алексеем Александровичем на зональных конференциях в Куйбышеве (когда еще был жив А. Н. Гвоздев), Ульяновске, Саратове. Наши уважаемые профессора становились понятнее, ближе и дороже через общение не только в научных аудиториях, но и в буфете, на палубе парохода, на экскурсиях, во время прогулок по волжским городам.
Вспоминаются проходившие под руководством А. А. Дементьева конференции - особенно яркие и многолюдные в Астрахани и Балашове. Он умел руководить ими мягко и, как казалось, без затраты сил и слов, хотя о деле он никогда не забывал. Некоторое представление о стиле его работы могут дать его письма.
Память хранит десятки встреч с А. А. Дементьевым в Москве, куда мы приезжали ежегодно по несколько раз на заседания Комиссии по русскому языку при Министерстве просвещения РСФСР, членами которой являлись в течение очень многих лет. Здесь Алексей Александрович выступал с докладами-отчетами о работе Зонального объединения кафедр русского языка Среднего и Нижнего Поволжья. Работа в этой комиссии, а также в Научно-методическом совете Министерства просвещения СССР и в филологическом совете Министерства высшего образования СССР, в этих штабах вузовской науки и методики, общение с учеными Москвы, Ленинграда и всех союзных республик, а также зарубежных стран - все это было прекрасной школой для вузовского преподавателя, заведующего кафедрой, организатора научных конференций в Поволжье. Впрочем, о них стоит сказать особо. После кончины (в сентябре 1966 г.) основателя Зонального объединения кафедр русского языка педвузов Среднего и Нижнего Поволжья профессора Всеволода Антоновича Малаховского ссылка на персоналию наше объединение языковедов собиралось на конференции почти ежегодно и провело их около 20 - больше, чем другие лингвистические объединения страны. И в этом заслуга на первых порах В. А. Малаховского, а затем неторопливого, сдержанного, но всегда озабоченного общим делом А. А. Дементьева. К нам любили приезжать ученые Москвы и Ленинграда, немало бывало гостей и из других объединений.
Как ученый А. А. Дементьев был привержен классическому историко-сравнительному языкознанию, но он замечал полезные моменты и в новых концепциях, что особенно заметно в его трудах по словообразованию. Однако А. А. Дементьев не разделял поведения тех, кто бездумно бросался на шумные новации в науке. Примечательно, что в пору едва ли не поголовного увлечения структурализмом с его невниманием к историческому аспекту исследования языка одно из своих выступлений в Москве А. А. Дементьев начал словами «Осторожно, структурализм!». Его посчитали ретроградом, но прошло время, и все увидели, что во многом ученый был прав.
Перечитывая письма А. А. Дементьева, я нахожу рассуждение о том, что в науке преувеличена дифференцирующая роль фонем, что слова противопоставлены не отдельными фонемами, а всем своим обликом «в целом», причем противопоставлены всем остальным словам данного языка. «Мы должны признать, - писал А. А. Дементьев в статье «Что такое фонемы», предназначавшейся для журнала «Вопросы языкознания», - что количество слов в любом языке равно количеству их звуковых оболочек, ибо звуковая оболочка слова в целом является представителем каждого слова, а не фонемы, ее составляющие... Каждое слово данного языка своим значением и своей звуковой оболочкой противопоставляется всем другим словам языка». Действительно, слов (и форм слов), которые были бы противопоставлены только парой фонем, ничтожно мало по сравнению с остальной массой слов. Теперь, когда к услугам лингвистов мощный математический аппарат и колоссальная электронно-вычислительная техника, можно бы точнее определить число бинарных фонемных противопоставлений в массиве других, более сложных и разнообразных количественных и качественных противопоставлений звуковых оболочек слов. Эта работа впереди.
Профессор А. А. Дементьев, несомненно, один из самых вдумчивых и основательных специалистов по русскому словообразованию. Вспомним хотя бы его докторскую диссертацию, а также блестящую статью «О так называемых «интерфиксах» в русском языке». О перспективности его исследований по словообразованию и в наше время хорошо сказано саратовскими специалистами-языковедами Ю. Г. Кадькаловым и Э. П. Кадькаловой. Что касается вузовской лингводидактики, особенно в области историко-лингвистических дисциплин, то создателю первого «Сборника упражнений по исторической грамматике русского языка», выдержавшего три издания, и одного из наиболее полных и удачных «Сборников упражнений по старославянскому языку», здесь профессору Куйбышевского педагогического института А. А. Дементьеву принадлежит одно из самых почетных мест.
Нельзя не сказать о трудностях, которые стояли и все еще стоят на пути ученого, живущего на периферии, особенно языковеда, публикации которого связаны с использованием редких и трудных для набора шрифтов. Ограничусь одним примером. Работа А. А. Дементьева над Сборником по старославянскому языку была начата, очевидно, сразу же после выхода третьего издания «Сборника» по исторической грамматике (1964 г.). В письме от 01.11.68 г. он писал: «Я дорабатываю сборник по старославянскому языку в Москве». И только спустя почти 6 лет он правит первую часть набора: «сейчас пришла половина набора моего «Сборника». Я сижу и копчу над ним» (письмо от 11.07.74). И лишь в июле 1975 г. автор получил сигнальный экземпляр, который подарил с надписью: «Дорогому другу Василию Даниловичу Бондалетову на добрую память от автора». Изучив новый труд, я порадовался за учителя, написал рецензию, которая успела попасть в 6-й номер журнала «Русский язык в школе» за 1975 год. Сборником автор жил как минимум 10 лет.
Заканчивая затянувшееся «Слово», замечаю, что не сказал о любви А. А. Дементьева к поэзии (он любил читать наизусть баллады Шиллера - «Кубок» и «Перчатку»), о его научной бескомпромиссности, о нетерпимости бездушного отношения к людям, об уважительном отношении к аспирантам и студентам, о его неброской мудрости и душевной красоте. Не сказал... Но ведь это лишь мое первое открытое признание в глубоком уважении к учителю и другу.
Е. С. Скобликова. Далее...
Алексей Александрович Дементьев принадлежал к той плеяде профессоров-языковедов Куйбышевского педагогического института, которые закладывали фундамент лингвистической подготовки многих поколений студентов и аспирантов в своем родном институте и далеко за его пределами. Его «Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка» (М., 1946, 1959, 1964) был первым в стране практическим пособием по этому курсу. В 1975 г. список работ А. А. Дементьева пополнился «Сборником задач и упражнений по старославянскому языку» (М., 1975).
Как яркого и оригинального преподавателя я знала Алексея Александровича со своих первых, счастливых несмотря ни на что студенческих лет, пришедшихся на годы войны. На втором курсе заочного отделения он преподавал в 1944 г. историческую грамматику и, очевидно, проверял на нас свой готовящийся сборник упражнений. Помнится четкость объяснений и требований, живой интерес студентов, умение А. А. Дементьева быстро сориентироваться, «кто есть кто» в аудитории, и, соответственно, индивидуализировать свою как бы очень «легко» осуществляемую преподавательскую деятельность. По многим годам последующей совместной работы на кафедре русского языка КГПИ запомнилось то же умение с виду как бы легко, без затраты нервной энергии, добиваться от студентов хороших результатов. Очевидно, А. А. Дементьев любил работать со студентами, поскольку многие годы не только читал лекции, но всегда вел и практические занятия.
От издания к изданию А. А. Дементьев настойчиво обогащал сборник упражнений по исторической грамматике. При этом несколько менялось его общее направление. Первое издание было ориентировано преимущественно на анализ изолированно взятых слов и словоформ - с целью наглядного ознакомления с особенностями фонетических и морфологических явлений древнерусского языка и, как правило, - с проекцией на факты языка современного. В плане соотношения системы древнерусского языка и современного состояния, в плане исторического комментирования современного русского языка эти материалы давали очень много. В последующих изданиях при сохранении таких материалов все большее и большее внимание уделялось воспроизведению и анализу текстовых фрагментов из памятников древнерусской письменности.
Научные труды Алексея Александровича по словообразованию характеризуются той же четкостью, ясностью (и интересностью!), которые отличали его преподавательскую деятельность.
Несомненно, Алексей Александрович был одним из тех людей, кто умело стимулировал лингвистическую заинтересованность студентов.
Характеристика A.A. Дементьева
Профессор Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В. Куйбышева Дементьев Алексей Александрович 1910 года рождения, русский, беспартийный. Общий стаж вузовской работы 31 год, работает на кафедре русского языка нашего института с 1930 года, в 1938 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1961 году – докторскую. Утвержден в докторской степени 23 февраля 1963 года.
За время своей работы в институте Дементьев А. А. в качестве лектора и научного работника зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Лекции, читаемые им по исторической грамматике, современному языку и спецкурсу по русскому словообразованию свидетельствуют о его высокой лингвистической подготовке. Он многие годы работает председателем ГЭК. С 1939 года по 1941 год Дементьев А. А. по совместительству заведовал кафедрой русского языка Куйбышевского института иностранных языков, который впоследствии слился с Куйбышевским пединститутом. В 1964-1966 учебных годах Дементьев А. А. совместительствовал в Орловском пединституте, где читал лекции по исторической грамматике русского языка и спецкурсу по русскому словообразованию. С начала 1966-1967 учебного года исполняет обязанности заведующего кафедрой русского языка Куйбышевского пединститута.
С 1950 года Дементьев А. А. руководит аспирантами. Из которых 14 человек защитили кандидатские диссертации и 3 человека представили их к защите. Он выступал официальным оппонентом на защите многих кандидатских диссертаций и докторских диссертаций в городах Куйбышеве, Воронеже, Казани, Москве, Горьком.
Дементьев А. А. – автор 35 научных работ. Его «Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка» (учебное пособие для пединститутов) известен во многих странах.
Дементьев А. А. – автор многих статей по русскому языкознанию, опубликованных в областной газете «Волжская коммуна».
Дементьев А. А. ведет большую общественную работу и охотно откликается на предложения общественных организаций института в г. Куйбышеве. Он многократно избирался членом МК института. В 1962-1964 гг. был ректором Куйбышевского университета педагогических знаний, организованного на общественных началах.
Дементьев А. А. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и значком «Отличник народного образования».
Ректор института Б. Симанков
Секретарь парткома В. Потёмкин
Председатель месткома П. Ревякин
СМИ об А. А. Дементьеве
Партийная жизнь
НА ОТКРЫТОМ СОБРАНИИ
11 ноября состоялось открытое партийное собрание, посвященное вопросу участия в сельскохозяйственных работах студентов и преподавателей нашего института. Секретарь партбюро т. Бурлин в своем докладе отметил большую работу, которую проделали наши студенты на целине, в совхозах и колхозах.
Особенно хорошо работали студенты физико-математического факультета и преподаватели т. Б. В. Феоктистов, А. А. Тихонин, Н. Н. Сидоров. Многие получили грамоты, большому количеству студентов была объявлена персональная благодарность.
Тов. Орешко отметил отлично работавших товарищей Шавину, Орлову, Чернову, Соболеву, Семочкина и других. Между группами развернулось соцсоревнование, которому способствовали «боевые листки», молнии, выпускаемые студентами. В результате создался дружный коллектив, готовый снова поехать на целину.
О своей работе на целине студенты расскажут на специальном вечере, который они сейчас готовят.
О работе студентов в Б.-Черниговском районе рассказал тов. Буранов. Он отметил, что руководящие работники совхозов не создали им сразу нужных условий: юноши и девушки размещались в одном помещении.
Преподаватель А. А. Дементьев, говоря о плохих бытовых условиях, рекомендовал дирекции нашего института заключать предварительно договора с совхозами и колхозами о создании нормальных условий для приезжающих на сельскохозяйственные работы.
Представитель горкома партии т. Кошкин в своем выступлении указал на необходимость организации лекций, читательских конференций для местного населения, а также на необходимость популяризации опыта передовиков сельского хозяйства.
В выступлении К). С. Урюпова было отмечено, что коллектив наших студентов здоровый. Многие студенты принимали активное участке в труде: всельскохозяйственных работах на целине, в совхозах и колхозах нашей области, в строительстве спортплощадки, в озеленении территории института, в организации самообслуживания в общежитиях.
Отмечая положительное в привлечении наших юношей и девушек к полезному производительному труду, т. Урюпов резко поставил вопрос о лодырях, уклоняющихся от участия в нем.
Газетные публикации А. А. Дементьева
Языковеды великому
В начале учебного года на заседании кафедры русского языка были приняты обязательства по подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Для всех нас В. И. Ленин — прежде всего создатель и руководитель Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского государства, Но и все его высказывания о русском языке, о культуре устной и письменной речи, о правдивости в печати и ораторских выступлениях носят глубоко партийный характер, служат целям политической борьбы рабочего класса. Вот почему, когда мы говорим о борьбе В. И. Ленина за культуру русского языка, мы видим в нем не просто великого ученого, интересовавшегося различными областями человеческих знаний, в том числе и проблемами языкознания, но — политического деятеля, идеи которого были самим воплощением науки. Вот почему его высказывания о русском языке являются для нас направляющими, руководящими. В. И. Ленин был интернационалистом, отстаивающим равноправие наций и языков.Он был врагом фразерства, пустословия, искажения истины. 0н заботливо оберегал чистоту русского языка. Эта сторона его деятельности. оставалась неизменной всегда, в течение всей его жизни. Владимир Ульянов внимательно работает над языком сочинений в гимназии; революционер-марксист Ульянов тщательно следит за стилем всех своих работ и статей; будучи редактором политических изданий, Владимир Ильич вдумчиво правит статьи и программы других авторов. В (последние годы своей жизни В. И. Ленин пишет заметку «Об очистке русского языка»; в напряженный период советской власти — во время гражданской войны — он настойчиво добивается создания первого советского толкового словаря «от Пушкина до Горького», о чем свидетельствуют его пять писем А. В, Луначарскому, М. Н. Покровскому и Е. А. Литкенсу. Все это должно быть отражено в стенде «Борьба В. И. Ленина за культуру русского языка», который наша кафедра подготовит к юбилею, и для которого в настоящее время собирается материал. В этом же стенде необходимо осветить роль русского языка в пределах Советского Союза и его международное значение.
Кроме создания стенда, кафедра включила в свой план подготовки к 100-летию со дня рождения В. И . Ленина следующие обязательства, во многом направленные как на пропаганду и изучение ленинских мыслей о языке, так и на научные исследования в области языка ленинских произведений: 1. Представить к защите одну докторскую и шесть кандидатских аспирантских диссертаций. 2. Подготовить сборник статей аспирантов. 3. Темы, связанные с языком ленинских произведений и высказываний В. И. Ленина о языке, включить в лекционное курсы, спецсеминары и курсовые работы, а также в кружки НСО и методический семинар при кафедре. 4. Представить статью для сборника на тему: «Борьба В. И. Ленина за культуру русского языка». На эту же тему подготовить доклад для студентов, учителей и учащихся города и области. 5. Членам кафедры подготовить доклады для юбилейной конференции института. Мы выражаем свою уверенность в том, что как и все советские люди, члены нашей кафедры, факультет достойно встретят юбилей любимого Ленина.
А. ДЕМЕНТЬЕВ, зав. кафедрой русского языка, профессор.
Список основных научных работ А. А. Дементьева
• История суффикса -ик- и его производных в русском языке (рукопись).
• Агентивные суффиксы -щик- и -чик- в русском языке // Уч. зап. Куйбышевского пединститута, вып.2, 1938.
• Суффикс -ик- и его производные в современном русском языке // Уч. зап. Куйбышевского пединститута, вып.5, 1942.
• Элементы истории русского языка в средней школе // Сб. «Русский язык и литература», Куйбышев, 1940.
• Опыт составления «Сборника задач и упражнений по исторической грамматике русского языка» // Уч. зап. Куйбышевского пединститута, вып.8, 1947.
• Употребление суффиксов -ак-, -як-, -ук-, -юк- при твердых и мягких основах // Уч. зап. Куйбышевского пединститута, вып.9, 1948.
• Родительный приименный как второстепенный член предложения (рукопись).
• Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. М., Учпедгиз,1946.
• Наименование лиц по местности с суффиксом -ец- // Русский язык в школе, №2. 1946.
• Суффиксы -ец- и -анан- в наименованиях жителей по местности // Русский язык в школе, № 5-6. 1946.
• О слове пушка // Русский язык в школе, № 1. 1947.
• Имена существительные с утраченной уменьшительностью // Русский язык в школе, № 1. 1948.
• Уменьшительные слова в русском языке // Русский язык в школе, № 5. 1953.
• О женских соответствиях к мужским в наименованиях действующих лиц // Русский язык в школе, № 6. 1954.
• Заметки по русскому словообразованию // Уч. зап. Куйбышевского педин-та, вып.13, 1955.
• О словах типа колка, регулировка в русском языке // Уч. зап. Куйбышевского педин-та, вып. 26, 1959.
• Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. М., Учпедгиз, 1959.
• Слова типа молотилка, дробилка в русском языке // Уч. зап. Казанского ун-та, 1959.
• О продуктивности суффиксов имен существительных // Филологические науки, 1959.
• Очерки по словообразованию имен существительных в русском языке // Уч. зап. Куйбышевского педин-та, вып. 27, 1959.
• Две заметки по русскому словообразованию // Уч. зап. Горьковского ун-та, т.59,1960.
• Некоторые вопросы преподавания русского языка в средней школе // Брошюра, Куйбышев, ОБЛИУУ, 1957.
• Некоторые вопросы преподавания русского языка в средней школе // Брошюра, Куйбышевский педин-т в помощь учителю, вып. 8, 1960.
• Суффиксы -ан-, -ян- / -ака-,-яка- / -чак-, -ач-, -ок-, -ек- / др. -окъ-, -екъ-/ -ок-, -ечь-, -ук-, -юк-/ -ука-, -юка- / -ык-, -ыка- / -ыч в русском языке // Уч. зап. Куйбышевского педин-та, вып.32, 1960.
• Очерки по словообразованию имен существительных в русском языке (рукопись для печати, 1962).
• Сборник задач и упражнений по старославянскому языку (рукопись, 1966).
• Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. М., изд-во «Просвещение», 1964.
• Употребление некоторых местоимений и наречий // Русский язык в национальной школе, №1, 1965.
• Опыт составления учебника по исторической грамматике русского языка для студентов-заочников / Падение Ъ и Ь и его последствия // Сб. «Вопросы теории и методики изучения русского языка», Саратовский ун-т, 1965.
• Фонетические признаки нерусских по происхождению слов // Русский язык в школе (принята в печать).
• Личные имена с суффиксом -ка-, -ко- в русском языке // Послана в журнал «Филологические науки», 1966.
• Некролог о профессоре В. А. Малаховском // Русский язык в школе, № 6. 1966.
Ссылки в Интернете