Романова Татьяна Павловна (род. 05.01.1954)
В 1977 году окончила факультет гуманитарных наук Куйбышевского госуниверситета. Обучение было продолжено в аспирантуре при кафедре русского языка СамГУ под руководством Д. И. Алексеева и Е. С. Скобликовой. В 1989 году была защищена кандидатская диссертация под руководством Е. С. Скобликовой по теме: «Система русских официальных иппонимов и формирование её типологических черт».
В область научных интересов входит, прежде всего, русская ономастика, в особенности собственные имена рекламного характера, их семантико-стилистические особенности, способы образования, функционирование в рекламном тексте, история формирования системы. Последнее десятилетие посвящено работе над изучением практического аспекта лингвистики рекламного текста. По этому направлению в настоящее время опубликовано два учебных пособия, получивших гриф УМО по классическому университетскому образованию: «Теория и методика создания коммерческий наименований и рекламных текстов» и «Современная слоганистика».
Т. П. Романова занимается преподавательской деятельностью с 1978 года. В настоящее время на отделениях бакалавриатаСамГУ «Отечественная филология» и «Прикладная филология» ведёт курсы: «Старославянский язык», «Русская ономастическая картина мира», «Введение в рекламоведение», «Практикум по анализу рекламного текста», «Методика создания коммерческих наименований и рекламных текстов», «Современная слоганистика». Руководит летней лингвистической практикой бакалавров по направлению «Прикладная филология»: «Тестирование эффективности рекламного продукта». Т. П. Романова является руководителем студенческого спецсеминара «Ономастика и язык рекламы». Под её руководством защищено около 100 дипломных работ.Принимает участие в международной конференции «Ономастика Поволжья», посвященной исключительно собственным именам.
1989 Присуждена учёная степень "Кандидат филологических наук"
1998 Присвоено учёное звание "Доцент"
Русский язык, история русского языка, этимология, ономастика, коммерческие наименования, рекламный текст, слоганистика.
Общее число публикаций 84; из них 9 учебных и учебно-методических пособий, глава "Коммерческое наименование как инструмент рекламной коммуникации" в коллективной монографии "Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации". 64 научно-популярные публикации по проблемам русского языка.
Входит в состав общественного совета при УФАС в качестве эксперта.
Ведет раздел «О языке» в газете «Свежая газета. Культура»
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.
Приказ от 26 августа 2010 № 947/к-н. Подпись: зам. министра Ю. Сентюрин.
1. Изменение тенденций номинации в зоонимии // Новое в лексике русского языка: Межвуз. сб. / Куйбышевск. гос. ун-т. — Куйбышев, 1983. — С. 107-115.
2. Система русских официальных иппонимов и формирование её типологических черт. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Воронеж, 1988. — 22 с.
3. Иппонимическая система способов фиксации родства и её эволюция. Сб. науч. тр. /Куйбышевск. гос. ун-т // Системность языковых средств и их функционирования. — Куйбышев:, 1989. — С. 26-34.
4. Основные семантические компоненты иппонима и структура иппонимического поля // Номинация в ономастике. Сб. науч. тр. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — С. 151-157.
5. «Дрезден» на Панской (Из истории названий самарских магазинов) // Самарский краевед /Сост. А.Н.Завальный. — Самара: Самарский университет, 1995. — С.224-231.
6. Имена и прозвища орловских рысаков // Семантическая системность языковых единиц. Сб. науч. статей. — Самара: Самарский госуниверситет, 1996. — С. 107-113.
7. Модель наименований с мемориальным компонентом в истории русской эргонимии // Семантическая системность языковых единиц: Сб. науч. ст. — Самара: Самар. ун-т, 1997. — С. 70-76.
8. К вопросу о типологии названий торговых предприятий губернского города // Ономастика Поволжья. Мат-лы Седьмой конф. по ономастике Поволжья. — М., 1997. — С. 181- 188.
9. Наименования предприятий и учреждений в первое советское десятилетие (в соавт. с Бондалетовым В. Д.)// Ономастика Поволжья. Мат-лы Седьмой конф. по ономастике Поволжья. — М., 1997. — С. 189-196.
10. Onomastik an der Universität Samara (MitAnmerkungen von K.Hengst) // NamenkundlicheInformationen. — Leipzig, 1998. — B. 73.
11. Проблемы современной эргонимии // Вестник Самар. гос. ун-та. — Самара, 1998. — № 1(7). — С. 82-90.
12. Самарские эргонимы в фоносемантическом аспекте // Ономастика Поволжья. Мат-лы VIII конф. по ономастике Поволжья. Волгоград, 8-11 сент. 1998 г. — М., 2001. С. 263-271.
13. Контрольная работа № 1 по старославянскому языку. Фонетика. Для студентов дневного и заочного отделения специальности «Русский язык и литература».— Самара: Самарский университет, 1999. — 67 с.
14. Контрольная работа № 2 по старославянскому языку. Морфология и синтаксис. Для студентов дневного и заочного отделения специальности «Русский язык и литература» —Самара: Самарский университет, 1999. — 47 с.
15. Компоненты места и времени в самарской эргонимии // Языковые средства в системе, тексте и дискурсе. Материалы Международ. науч. конф., посв. памяти док. фил. наук, проф., чл-кор. АПН РСФСР А. Н. Гвоздева (1892-1959). 25-27 ноября 2002 года. — Ч. С. I. — Самара: Самарский университет, 2002. — С. 238-254.
16. Традиционный пласт русской зоонимии (на материале кличек животных с. Покровка Самарской области) (в соавт. с О. В. Салминой)// Proceedingsofthethirdinternationalcongressofdialectologistsandgeolinguists (Lublin, 24-29 July, 2000). — Lublin, 2003. — Vol. II.
17. 17.Становление русской рекламной эргонимии на рубеже XIX-XX вв. // Категории в исследовании, описании и преподавании языка. Сб. науч. тр. К 80-летию Е. С. Скобликовой. — Самара: Самарский университет, 2004. — С. 290-298.
18. Самарские рекламные эргонимы // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. Волгоград, 9-12 сентября 2002 г. / Ин-т этнологии и антропологии РАН — М., 2004. — С. 73—83.
19. Эволюционные процессы в области современной российской эргонимической терминологии // Вопросы ономастики. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. — №3. — 76-83.
20. Русская ономастика. Программа спецкурса для студентов филологов. — Самара: Самарский университет, 2004. — 9 с.
21. Теория и методика создания коммерческих названий и рекламных текстов. Программа курса. — Самара: Универс-групп, 2004. — 11 с.
22. Теория и методика создания коммерческих названий и рекламных текстов. Практикум. — Самара: Универс-групп, 2006. — 42 с.
23. Эволюционные процессы в области современной российской эргонимической терминологии //Вопросы ономастики. — Екатеринбург, 2006. — №3. — С.76-83;
24. Старославянский язык. Программа курса для студентов дневного и заочного отделения филологического факультета специальности «Русский язык и литература» - Самара: изд-во «Универс-групп», 2008. — 9 с. (в соавторстве с проф. Л. Б. Карпенко).
25. Методика структурного анализа рекламного обращения //Журналистика: взаимодействие науки и практики. Материалы международной научной конференции. — Ростов-на-Дону, 2007. — С. 218-223.
26. Из истории торговых марок в России // Этнографическое обозрение. — М., 2007. — № 1. — С.132 — 136.
27. Система способов словообразования рекламных собственных имён // Вестник СамГУ. — 2007. — № 5/2 (55). — С.204-214.
28. Игра с формой как способ образования рекламного имени //Человек. Русский язык. Информационное пространство. Материалы V-й Международной научно-методической конференции. — Ярославль, 2007. — С. 200 — 204.
29. Практикум по специализации «Русский язык и литература» специальности 0310001.65. Филология.— Самара: изд-во «Универс-групп», 2008. — 9 с. (в соавторстве с проф. Н. А. Илюхиной)
30. Современная слоганистика. Рабочая программа курса для дополнительной специализации «Рекламная и издательская деятельность». - Самара: изд-во «Универс-групп», 2008. —10 с.
31. Коммерческое послание как семантический стержень рекламного слогана // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: сборник научных статей / под общ. Ред. Е. Н. Лагуновой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. — С. 103-112.
32. Образ потребителя в слоганах современной коммерческой рекламы / Известия СамГУ. Серия Филологические науки. Раздел Лингвистика. Выпуск 2008. С. 74-83. (http:|// weblib.ssu.samara.ru/e_proceedssu/htdocs)
33. Образ потребителя в российской прагматонимии. //Ономастика Поволжья. Материалы XI Международной научной конференции (Йошкар-Ола, 16-18 сентября 2008 года) / МарГУ. — Йошкар-Ола, 2008. — С. 248-251.
34. Теория и методика создания коммерческих наименований и рекламных текстов: учебное пособие для слушателей образовательной программы «Рекламная и издательская деятельность» /Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001- «Филология». — Самара: изд-во «Универс-групп», 2008. —156 с.
35. Эволюция типов рекламных имен в истории русской эргонимии (XIX- начала XX вв.) // Вестник СамГУ. – Самара, 2009. – Вып. 3 (69). – С. 174-180.
36. Стилистическая дифференциация рекламных собственных имен и её роль в сегментировании целевой аудитории // Стратегии исследования языковых единиц. Мат-лы Тверской междунар. Научно-практ. Конф. (Тверь, 22-23 мая 2009 г.). – Тверь: ТГУ, 2009. – 318-322.
37. Прагматические модели рекламных собственных имен // Этнолингвистика. Этимология. Ономастика. Материалы Международной научной конференции. Екатеринбург, 8-11 сентября 2009 года. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2009. С. 234-236.
38. Имя и слоган в наружной рекламе мест продажи товаров и услуг// Язык – текст - дискурс: традиции и новаторство: материалы международной научной конференции в 2 ч. / под ред. Проф. Н.А. Илюхиной. – Самара: Самарский университет, 2009. - Ч. 2. – С. 143-148.
39. Контрольная работа № 1 по старославянскому языку. Фонетика. Для студентов дневного и заочного отделения специальности «Русский язык и литература».— 2 издание, исправленное. Самара: Самарский университет, 2009. — 67 с.
40. Контрольная работа № 2 по старославянскому языку. Морфология и синтаксис. Для студентов дневного и заочного отделения специальности «Русский язык и литература»— 2 издание, исправленное. — Самара: Самарский университет, 2009. — 47 с.
41. Национальные традиции в истории российских торговых марок // Русский язык как духовный собиратель нации. - Т.II. – Самара, 2010.- С. 64-69.
42. Способы включения имени бренда в текст слогана // Стратегии исследования языковых единиц: Мат-лы Междунар. научно-практич. конф. (Тверь, 16-17 апреля 2010г.) Тверь: Изд-во Тверского университета, 2010. – С.281-287.
43. Прагмалингвистические функции обыгрывания имени бренда в тексте слогана// Ономастика Поволжья: сборник материалов XII Международной научной конференции. (Казань, 14-16 сентября 2010 г.) / Под ред. И. А. Гилязова. – Казань: Отечество, 2010. – С. 354-357.
44. Прагмалингвистическая специфика рекламного образа // Языковая образность в свете разных исследовательских подходов. (Материалы региональной научной конференции в с международным участием). Самара, АНО «Издательство СНЦ РАН», 2011. – 140 с. С. 120-123.
45. Особенности национального нейминга в России // Язык – текст – дискурс: Проблемы интерпретации высказывания в разных коммуникативных сферах: мат-лы междунар. науч. конф. / науч. ред. Н.А. Илюхина. Самара, 12 – 14 мая 2011 года. – Самара: Универс-групп, 2011. – С.104-109.
46. Фонетические и графико-орфографические приемы актуализации имени бренда в тексте слогана // Стратегии исследования языковых единиц: Сб. статей. Мат-лы международной научной конференции. 21-22 апреля 2011 года. Тверской госуниверситет. Тверь: изд-во М. Басовой, 2011. – С. 341-345.
47. Тестирование эффективности рекламного имени // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: Мат-лы II междунар. науч. конф., Екатеринбург, 8-10 сентября 2012 г.: в 2 частях, Ч.1.- Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2012. – С.133-135.
48. Проблемы оценки коммуникативной эффективности рекламного имени // Ономастика Поволжья: материалы XIII международной научной конференции (Ярославль, 13-14 сентября 2012 г.).- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 424 с. - С. 12-15.
49. Нейминг и копирайтинг в формате интерактивного пособия // Понимание в коммуникации. Человек в информационном пространстве: Международная междисциплинарная научно-практическая конференция. Ярославль 22-24 ноября 2012 года. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
50. Методика создания коммерческих наименований и рекламных текстов: Электронный курс для дистанционного обучения Свидетельство о регистрации № 17875 ИНИПИ РАО ОФЭРНиО. 03.02.2012.
51. Современная слоганистика: Учебное пособие для бакалавров направления 032700 Филология (профиль «Прикладная филология») / Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению подготовки 032700 «Филология» – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2013. – 192 с.
52. «Русское поле» в рекламной номинации // Вопросы ономастики. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. - № 2 (15). – С. 164-173.
53. Романова Т.П. Семантическая трансформация лексики в сфере коммерческой номинации // , Екатеринбург, Россия, 7–11 сентября 2015 г. Екатеринбург, Россия: Изд-во Уральского университета, 2015. С. 225-227
54. Романова Т.П. Развитие способов адресации в истории отечественной рекламы // . 2014. С. 52-58
55. Романова Т.П. Знаки адресата в прагматонимии рубежа XIX-XX вв. // , Тверь, 10-12 сентября. Тверь: , 2014. С. 234-237
56. Романова Т.П. Коммерческое именование как инструмент рекламной коммуникации // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография . 2014. С. 29-52
57. Романова Т.П. Глава 4. Коммерческое именование как инструмент рекламной коммуникации // Ярославль, Россия: Изд-во ЯГПУ, 2014. 24 с.