Персоналии
Список персоналийАртёшина Людмила Викторовна (род. 23.07.1954)
Творческий путь
Людмила Викторовна Артёшина закончила Куйбышевский государственный педагогический институт имени В.В. Куйбышева в 1977 году.
Затем с 1979 по 1981 гг. работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 75 г. Куйбышева. С 1981 г. работала в СГПУ, вначале в должности инженера, затем младшего научного сотрудника, потом заведующей педагогической практикой всего института.
В течение этого периода занималась преподавательской деятельностью, вначале на подготовительных курсах, а затем на условиях почасовой оплаты на кафедре русского языка филологического факультета. С 1991 года перешла работать на эту кафедру ассистентом. В 1992 году поступила в очную аспирантуру по специальности «методика русского языка», успешно её закончила и в 1997 году защитила диссертацию «Изучение антонимов как средство формирования понятия «системные отношения в лексике»» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Научным руководителем Людмилы Викторовны была доктор педагогических наук, профессор Е. П. Пронина http://www.c27463.tmweb.ru/persons/show/47 .В 2004 году Артёшиной Л. В. присвоено учёное звание доцента.
Людмила Викторовна ведёт ответственные в методическом отношении курсы на филологическом отделении «Теория и методика обучения русскому языку», «Современные средства оценивания». В течение всех лет работы на кафедре неизменно являлась групповым руководителем педагогической практики студентов, а с 2008-2009 учебного года – факультетским её руководителем.
Предметом научного поиска Л. В. Артёшиной является сопоставительное изучение лексики в школе и в вузе, семантико-структурная составляющая в формировании лексических понятий у школьников и студентов. Она проводит свои занятия на основе новейших достижений методики и филологии. Её лекции отличаются чёткой концептуальностью, методологической оснащённостью и логичностью изложения.
Людмила Викторовна большое внимание уделяет подготовке различных учебно-методических материалов для студентов, регулярно уточняя и обновляя их содержание.
Л. В. Артёшина имеет свыше 40 различных научных и учебно-методических публикаций. Она неоднократно выступала с докладами и сообщениями на международных, всероссийских и региональных научно-методических конференциях в гг. Санкт-Петербурге, Ульяновске, Москве, Самаре, Тольятти.
Л. В. Артёшина часто выступает на телевидении и радио с просветительскими беседами о проблемах современного образования перед жителями города и губернии. https://www.youtube.com/watch?v=usyuvij0EfA
http://expert.ru/2015/04/18/uzhe-ne-sekret/
В 2012 году она принимала активное участие в организации и проведении занятий «Русский язык по средам» на базе ПГСГА (ныне СГСПУ).
Л. В. Артёшина тесно сотрудничает с образовательными учреждениями региона. Является членом методобъединения учителей-словесников МБОУ № 63 г. Самары.
Л. В. Артёшина принимает активное участие в общественной жизни ИФО: в течение 14 лет является членом Учёного совета. В 2011-2012 учебном году отвечала за профориентационную работу на факультете, неоднократно выезжала в районы губернии с целью привлечения выпускников школ на филологический факультет.
На протяжении многих лет является куратором студенческих групп. Плодотворное сотрудничество со студентами позволяет Л.В. Артёшиной добиваться их активной научно-исследовательской деятельности: в течение последних 8 лет студенты организуют и проводят научно-практические конференции, посвящённые различным проблемам методической и лингвистической науки.
За добросовестный труд отмечена почётными грамотами и благодарностями СГСПУ, Министерства образования России.
Одной из воспитанниц, которая защищала диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С МЕТАФОРОЙ НА УРОКАХ» в 2011 году у Л. В. Артёшиной, была Комарова Юлия Владимировна.
Затем с 1979 по 1981 гг. работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 75 г. Куйбышева. С 1981 г. работала в СГПУ, вначале в должности инженера, затем младшего научного сотрудника, потом заведующей педагогической практикой всего института.
В течение этого периода занималась преподавательской деятельностью, вначале на подготовительных курсах, а затем на условиях почасовой оплаты на кафедре русского языка филологического факультета. С 1991 года перешла работать на эту кафедру ассистентом. В 1992 году поступила в очную аспирантуру по специальности «методика русского языка», успешно её закончила и в 1997 году защитила диссертацию «Изучение антонимов как средство формирования понятия «системные отношения в лексике»» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Научным руководителем Людмилы Викторовны была доктор педагогических наук, профессор Е. П. Пронина http://www.c27463.tmweb.ru/persons/show/47 .В 2004 году Артёшиной Л. В. присвоено учёное звание доцента.
Людмила Викторовна ведёт ответственные в методическом отношении курсы на филологическом отделении «Теория и методика обучения русскому языку», «Современные средства оценивания». В течение всех лет работы на кафедре неизменно являлась групповым руководителем педагогической практики студентов, а с 2008-2009 учебного года – факультетским её руководителем.
Предметом научного поиска Л. В. Артёшиной является сопоставительное изучение лексики в школе и в вузе, семантико-структурная составляющая в формировании лексических понятий у школьников и студентов. Она проводит свои занятия на основе новейших достижений методики и филологии. Её лекции отличаются чёткой концептуальностью, методологической оснащённостью и логичностью изложения.
Людмила Викторовна большое внимание уделяет подготовке различных учебно-методических материалов для студентов, регулярно уточняя и обновляя их содержание.
Л. В. Артёшина имеет свыше 40 различных научных и учебно-методических публикаций. Она неоднократно выступала с докладами и сообщениями на международных, всероссийских и региональных научно-методических конференциях в гг. Санкт-Петербурге, Ульяновске, Москве, Самаре, Тольятти.
Л. В. Артёшина часто выступает на телевидении и радио с просветительскими беседами о проблемах современного образования перед жителями города и губернии. https://www.youtube.com/watch?v=usyuvij0EfA
http://expert.ru/2015/04/18/uzhe-ne-sekret/
В 2012 году она принимала активное участие в организации и проведении занятий «Русский язык по средам» на базе ПГСГА (ныне СГСПУ).
Л. В. Артёшина тесно сотрудничает с образовательными учреждениями региона. Является членом методобъединения учителей-словесников МБОУ № 63 г. Самары.
Л. В. Артёшина принимает активное участие в общественной жизни ИФО: в течение 14 лет является членом Учёного совета. В 2011-2012 учебном году отвечала за профориентационную работу на факультете, неоднократно выезжала в районы губернии с целью привлечения выпускников школ на филологический факультет.
На протяжении многих лет является куратором студенческих групп. Плодотворное сотрудничество со студентами позволяет Л.В. Артёшиной добиваться их активной научно-исследовательской деятельности: в течение последних 8 лет студенты организуют и проводят научно-практические конференции, посвящённые различным проблемам методической и лингвистической науки.
За добросовестный труд отмечена почётными грамотами и благодарностями СГСПУ, Министерства образования России.
Одной из воспитанниц, которая защищала диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С МЕТАФОРОЙ НА УРОКАХ» в 2011 году у Л. В. Артёшиной, была Комарова Юлия Владимировна.
Учебно-методическая работа
1. Артешина Л. В., Везерова М. Н., Карякина В. Л. Схемы разбора языкового материала (фонетический, фонологический, графический, орфографический, лексический, фразеологический, морфемный, словообразовательный и этимологический виды разбора). Методические разработки по современному русскому языку для студентов Института филологического образования. СГПУ, Самара, 2000.
2. Современный русский язык (Фонетика. Орфоэпия. Графика. Лексика). Методические рекомендации к изучению теоретического курса.СГПУ, Самара, 2002.
3. Артешина Л. В., Кальнова О. И. Русский язык и культура речи. Методические рекомендации к изучению теоретико-практического курса.СГПУ, Самара, 2002.
4. Артешина Л. В., Пронина Е. П., Уланова Ю. А., Тулузакова Г. Н. Теория и методика обучения русскому языку. Учебно-методическое пособие для педагогич. учебных заведений.СГПУ, Самара, 2006.
2. Современный русский язык (Фонетика. Орфоэпия. Графика. Лексика). Методические рекомендации к изучению теоретического курса.СГПУ, Самара, 2002.
3. Артешина Л. В., Кальнова О. И. Русский язык и культура речи. Методические рекомендации к изучению теоретико-практического курса.СГПУ, Самара, 2002.
4. Артешина Л. В., Пронина Е. П., Уланова Ю. А., Тулузакова Г. Н. Теория и методика обучения русскому языку. Учебно-методическое пособие для педагогич. учебных заведений.СГПУ, Самара, 2006.
Научные работы
1.Приёмы развития стилистических умений в процессе работы над антонимами // Тезисы.Научно-практ. конф. «Стилистика и культура речи», СГПУ, Самара, 1993.
2.Методические идеи над «живым словом» в школе (Взгляды В. И. Чернышева)// Тезисы.Научно-практическая конф. «Истоки методики русского языка и литературы века: К 90-летию первого съезда преподавателей русского языка военно-учебных заведений России (1903-1993)». МГПУ, Москва, 1993.
3.Перспективность работы с антонимами в начальной школе // Инновационные подходы к качеству подготовки начальных классов. Самара, 1994.
4.Изучение лексической антонимии на основе многозначности // Тезисы.Науч. конф. «Памяти А. Н. Гвоздева» УГПИ, Ульяновск, 1995.
5.Изучение антонимов как средство формирования понятия «Системные отношения в лексике». Автореферат кандидатской диссертации. СГПУ, Самара, 1997.
6.Функциональный аспект изучения антонимии (на произведении А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка») // А.С. Пушкин и культура. СГПУ, Самара, 1999.
7.Изучение антонимов как средство формирования понятия «системные отношения в лексике» // Русский язык: история и современное состояние. Самара, 1999.
8.Работа над изобразительно-выразительными средствами, основанными на антонимии // Русский язык: история и современное состояние. Самара, 1999.
9.Система упражнений комплексного характера на основе работы со словарями антонимов // Педагогический процесс как культурная деятельность. СИПКРО, Самара, 1999.
10.Работа над художественным текстом как способ формирования языковой личности // Воспитание языковой личности. СГПУ, Самара, 2001.
11.Обучение школьников приёмам комплексного анализа текста. // Языковые средства в системе, тексте, дискурсе. Ч.2. Издательство «Самарский университет», Самара, 2002.
12.Функциональный аспект в изучении раздела «Лексика». (На примере художественного текста) // Системность языковых средств в их функционировании: теоретический и методический аспект. СГПУ, Самара, 2002.
13.Выразительные возможности антонимии в языке СМИ (на примере региональной печати) // Самарская журналистика: история, тенденции, перспективы развития. СГПУ, Самара, 2002.
14.Активизация познавательно деятельности учащихся в условиях личностно-ориентированного образования // Функционально-коммуникативный аспект анализа языковых единиц. СГПУ, Самара, 2006.
15.Особенности учебной деятельности студентов в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи» // Культура XXI века. Материалы научной конференции, посвящённой 35-летию СГАКИ. Самара, 30.04.2006-1.05.2006. Самара, 2006.
16.Новые педагогические технологии на филологическом факультете // Вестник филологического факультета. ПГСГА. 2011.
17.Работа по контекстуальной антонимии как способ формирования лингвистического мышления студентов-филологов // Русский язык в аспекте межкультурной коммуникации. Самара, 2011
18.Проблемы изучения антонимов в функционально-семантическом аспекте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. №1.Июль-сентябрь. 2008.
19.Формирование профессиональной компетентности студентов-филологов на педагогической практике (традиции, проблемы и перспективы») // Язык как функционирующая система. Самара, 2013.
2.Методические идеи над «живым словом» в школе (Взгляды В. И. Чернышева)// Тезисы.Научно-практическая конф. «Истоки методики русского языка и литературы века: К 90-летию первого съезда преподавателей русского языка военно-учебных заведений России (1903-1993)». МГПУ, Москва, 1993.
3.Перспективность работы с антонимами в начальной школе // Инновационные подходы к качеству подготовки начальных классов. Самара, 1994.
4.Изучение лексической антонимии на основе многозначности // Тезисы.Науч. конф. «Памяти А. Н. Гвоздева» УГПИ, Ульяновск, 1995.
5.Изучение антонимов как средство формирования понятия «Системные отношения в лексике». Автореферат кандидатской диссертации. СГПУ, Самара, 1997.
6.Функциональный аспект изучения антонимии (на произведении А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка») // А.С. Пушкин и культура. СГПУ, Самара, 1999.
7.Изучение антонимов как средство формирования понятия «системные отношения в лексике» // Русский язык: история и современное состояние. Самара, 1999.
8.Работа над изобразительно-выразительными средствами, основанными на антонимии // Русский язык: история и современное состояние. Самара, 1999.
9.Система упражнений комплексного характера на основе работы со словарями антонимов // Педагогический процесс как культурная деятельность. СИПКРО, Самара, 1999.
10.Работа над художественным текстом как способ формирования языковой личности // Воспитание языковой личности. СГПУ, Самара, 2001.
11.Обучение школьников приёмам комплексного анализа текста. // Языковые средства в системе, тексте, дискурсе. Ч.2. Издательство «Самарский университет», Самара, 2002.
12.Функциональный аспект в изучении раздела «Лексика». (На примере художественного текста) // Системность языковых средств в их функционировании: теоретический и методический аспект. СГПУ, Самара, 2002.
13.Выразительные возможности антонимии в языке СМИ (на примере региональной печати) // Самарская журналистика: история, тенденции, перспективы развития. СГПУ, Самара, 2002.
14.Активизация познавательно деятельности учащихся в условиях личностно-ориентированного образования // Функционально-коммуникативный аспект анализа языковых единиц. СГПУ, Самара, 2006.
15.Особенности учебной деятельности студентов в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи» // Культура XXI века. Материалы научной конференции, посвящённой 35-летию СГАКИ. Самара, 30.04.2006-1.05.2006. Самара, 2006.
16.Новые педагогические технологии на филологическом факультете // Вестник филологического факультета. ПГСГА. 2011.
17.Работа по контекстуальной антонимии как способ формирования лингвистического мышления студентов-филологов // Русский язык в аспекте межкультурной коммуникации. Самара, 2011
18.Проблемы изучения антонимов в функционально-семантическом аспекте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. №1.Июль-сентябрь. 2008.
19.Формирование профессиональной компетентности студентов-филологов на педагогической практике (традиции, проблемы и перспективы») // Язык как функционирующая система. Самара, 2013.