Персоналии
Список персоналийГурова Ирина Владимировна (род. 18.04.1972)
Ирина Владимировна Гурова (Лихачева в девичестве) – специалист в области словообразования, а также методики обучения русскому языку в начальной школе, кандидат филологических наук (2018), доцент кафедры дошкольного образования СГСПУ (2019)
Образование
В 1993 г. окончила с отличием факультет начального образования Самарского государственного педагогического университета по специальности «Педагогика и методика начального образования». В 2006 г. – аспирантуру по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык) СГСПУ. 2014 – 2019 гг. – старший преподаватель СГСПУ, с сентября 2019 г. – доцент СГСПУ. На факультете начального образования СГСПУ работает, начиная с 1993 г., читает различные дисциплины. Подробнее: «Теория и технология речевого и литературного развития дошкольников», «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Технологии обучения письму и каллиграфии», «Технология языкового и литературного образования», «Технологии языкового и литературного образования» и др. И. В. Гурова – победитель многих международных и региональных конкурсов в области научных и методических достижений, автор диссертации «Гейт-производные в русском дискурсе».
Квалификация: учитель, методист начальных классов.
Учёная степень: Кандидат филологических наук.
Наименование направления подготовки и специальности: Педагогика и методика начального образования
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка:
2016 г. «Проблемы рецепции русской литературы в западной русистике»;
2017 г. «Речевое развитие в контексте организации производственной (педагогической) практики бакалавров по профилю «Дошкольное образование»;
2019 г. «Навыки оказания первой помощи», «Использование информационно-коммуникационных технологий электронной информационно-образовательной среды образовательной организации при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования»
Область научных интересов: словообразование, иноязычные слова и форманты; формирование лингвометодической компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов.
Квалификация: учитель, методист начальных классов.
Учёная степень: Кандидат филологических наук.
Наименование направления подготовки и специальности: Педагогика и методика начального образования
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка:
2016 г. «Проблемы рецепции русской литературы в западной русистике»;
2017 г. «Речевое развитие в контексте организации производственной (педагогической) практики бакалавров по профилю «Дошкольное образование»;
2019 г. «Навыки оказания первой помощи», «Использование информационно-коммуникационных технологий электронной информационно-образовательной среды образовательной организации при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования»
Область научных интересов: словообразование, иноязычные слова и форманты; формирование лингвометодической компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов.
Творческий путь
2014 г.
• Гурова И. В. Гейт-образования // Современная наука: теоретический и практический взгляд: Материалы I Международной научно-практической конференции (30 декабря 2014 г.): Сборник научных трудов. М.: Перо, 2014. С. 97-103.
• Гурова И. В. Особенности гейт-образований XXI века // Межкультурная↔интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: Материалы III Международной научно-практической 24 конференции. (г. Уфа,17-18 декабря 2014 г.). Том I / отв. ред. Н. П. Пешкова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 137-142.
• И. В. Гурова, Н. Н. Сидорова издали Словарь - справочник по методике обучения грамматике.
2015 г.
• Гурова И. В. Гейт как актуализатор средств выразительности // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015». Российская Академия Естествознания, 10-15 февраля 2015 г. – Режим доступа: http: / www.scienceforum. ru / 2015 / 903 / 11583.
• Гурова И. В. Гейт-лексемы в публицистическом дискурсе // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: материалы V Международной научной конференции (Тольятти,15-17 апреля 2015 года) / отв. за вып. Б. В. Тюркин, И. А. Изместьева, М. Г. Лелявская. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. С. 182-186.
• Гурова И. В. К вопросу о деривационном статусе элемента -гейт // Новая наука: проблемы и перспективы. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (4 декабря 2015 г., г. Стерлитамак): в 2 ч. Часть 2. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.101-104.
• Гурова И. В. О процессах грамматикализации и лексикализации в гейтобразованиях // Межкультурная↔интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода. Материалы IV Международной научнопрактической конференции (г. Уфа, 23 декабря 2015 г.) / отв. ред. Н. П. Пешкова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 169-174.
2016 г.
• Гурова И. В. Семантико-грамматическая характеристика гейтобразований русского языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2016. №3 (37). С. 23-27.
• Гурова И. В. Специфика отражения языковой картины мира в гейтобразованиях // Наука и культура России: Материалы ХIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Самара, 26-27 мая 2016 г.). Том 1. Самара: СамГУПС, 2016. С.148-149.
• Гурова И. В. Тенденции использования модели «неполное личное имя + -гейт» в языке СМИ // Славянские этносы, языки и культуры в современном мире: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Леонида Михайловича Васильева и профессора Мусалии Галеевны Хайруллиной (г. Уфа, 8-9 декабря 2016 г.) / отв. ред. В.Л. Ибрагимова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. С.43- 45.
2017 г.
• Гурова И. В. Гейт-образования в заголовках медиатекстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №1 (67). Часть 1. С. 88-91.
• Гурова И. В., Шемелова О. Ю. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки) // Молодой ученный. № 15 (2). Спецвыпуск.
• Венгранович М. А., Гурова И. В. Символы и образы античности и христианства в культуре российского общества // Научный диалог.
2017. №7. С. 225- 228.
• Гурова И. В. Сложные слова с компонентом -гейт в функции эвфемизмов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №5 (71). Часть 1. С. 83-86. В данной публикации из списка ВАК РФ впервые предпринята попытка исследования сложных слов с иноязычным компонентом -гейт в эвфемистической функции.
2018 г.
• Апрель. В Башкирском государственной университете И. В. Гурова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Гейт-производные в русском дискурсе». Над ней исследовательница работала 4 года. Как писала в отзыве ее научный руководитель проф. Е. П. Иванян : « Единица -гейт – сложной и противоположной природы, многие языки фиксируют её употребление (…), но на протяжении четырех десятков лет, не было ни одного специального исследования, посвященному названному феномену. Сказанное обусловливает несомненную новизну и актуальность предпринятого И.В. Гуровой» Новизну отметила в своем отзыве и ведущая организация: « Научная новизна диссертационного исследования И. В. Гуровой определена тем, что впервые в отечественном языкознании дана многоаспектная характеристика гейт-производных в русском языке. Соискатель проделал большую аналитическую работу, выявив и охарактеризовав 2160 примеров словоупотреблений как заимствованных, так и возникших на русской почве в 1970-2017 гг.».
• Гурова И. В., Пигарева А. О. Развитие выразительности речи старших дошкольников в театрализованных играх // Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития: Международная научно-практическая конференция. Самара: Изд-во ООО «Инсома-пресс», 2018. С.64-68.
• Ноябрь. И. В. Гурова заняла 1 место в номинации «Проектно-методические компетенции» (направление «Педагогические науки») IV Международного профессионального конкурса преподавателей вузов UNIVERSITY TEACHER-2018. На конкурс была представлена разработанная преподавателем учебная программа дисциплины «Теория и технология речевого и литературного развития дошкольников».
• Гурова И. В. Гейт-образования // Современная наука: теоретический и практический взгляд: Материалы I Международной научно-практической конференции (30 декабря 2014 г.): Сборник научных трудов. М.: Перо, 2014. С. 97-103.
• Гурова И. В. Особенности гейт-образований XXI века // Межкультурная↔интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: Материалы III Международной научно-практической 24 конференции. (г. Уфа,17-18 декабря 2014 г.). Том I / отв. ред. Н. П. Пешкова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 137-142.
• И. В. Гурова, Н. Н. Сидорова издали Словарь - справочник по методике обучения грамматике.
2015 г.
• Гурова И. В. Гейт как актуализатор средств выразительности // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015». Российская Академия Естествознания, 10-15 февраля 2015 г. – Режим доступа: http: / www.scienceforum. ru / 2015 / 903 / 11583.
• Гурова И. В. Гейт-лексемы в публицистическом дискурсе // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: материалы V Международной научной конференции (Тольятти,15-17 апреля 2015 года) / отв. за вып. Б. В. Тюркин, И. А. Изместьева, М. Г. Лелявская. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. С. 182-186.
• Гурова И. В. К вопросу о деривационном статусе элемента -гейт // Новая наука: проблемы и перспективы. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (4 декабря 2015 г., г. Стерлитамак): в 2 ч. Часть 2. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.101-104.
• Гурова И. В. О процессах грамматикализации и лексикализации в гейтобразованиях // Межкультурная↔интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода. Материалы IV Международной научнопрактической конференции (г. Уфа, 23 декабря 2015 г.) / отв. ред. Н. П. Пешкова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 169-174.
2016 г.
• Гурова И. В. Семантико-грамматическая характеристика гейтобразований русского языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2016. №3 (37). С. 23-27.
• Гурова И. В. Специфика отражения языковой картины мира в гейтобразованиях // Наука и культура России: Материалы ХIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Самара, 26-27 мая 2016 г.). Том 1. Самара: СамГУПС, 2016. С.148-149.
• Гурова И. В. Тенденции использования модели «неполное личное имя + -гейт» в языке СМИ // Славянские этносы, языки и культуры в современном мире: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Леонида Михайловича Васильева и профессора Мусалии Галеевны Хайруллиной (г. Уфа, 8-9 декабря 2016 г.) / отв. ред. В.Л. Ибрагимова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. С.43- 45.
2017 г.
• Гурова И. В. Гейт-образования в заголовках медиатекстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №1 (67). Часть 1. С. 88-91.
• Гурова И. В., Шемелова О. Ю. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки) // Молодой ученный. № 15 (2). Спецвыпуск.
• Венгранович М. А., Гурова И. В. Символы и образы античности и христианства в культуре российского общества // Научный диалог.
2017. №7. С. 225- 228.
• Гурова И. В. Сложные слова с компонентом -гейт в функции эвфемизмов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №5 (71). Часть 1. С. 83-86. В данной публикации из списка ВАК РФ впервые предпринята попытка исследования сложных слов с иноязычным компонентом -гейт в эвфемистической функции.
2018 г.
• Апрель. В Башкирском государственной университете И. В. Гурова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Гейт-производные в русском дискурсе». Над ней исследовательница работала 4 года. Как писала в отзыве ее научный руководитель проф. Е. П. Иванян : « Единица -гейт – сложной и противоположной природы, многие языки фиксируют её употребление (…), но на протяжении четырех десятков лет, не было ни одного специального исследования, посвященному названному феномену. Сказанное обусловливает несомненную новизну и актуальность предпринятого И.В. Гуровой» Новизну отметила в своем отзыве и ведущая организация: « Научная новизна диссертационного исследования И. В. Гуровой определена тем, что впервые в отечественном языкознании дана многоаспектная характеристика гейт-производных в русском языке. Соискатель проделал большую аналитическую работу, выявив и охарактеризовав 2160 примеров словоупотреблений как заимствованных, так и возникших на русской почве в 1970-2017 гг.».
• Гурова И. В., Пигарева А. О. Развитие выразительности речи старших дошкольников в театрализованных играх // Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития: Международная научно-практическая конференция. Самара: Изд-во ООО «Инсома-пресс», 2018. С.64-68.
• Ноябрь. И. В. Гурова заняла 1 место в номинации «Проектно-методические компетенции» (направление «Педагогические науки») IV Международного профессионального конкурса преподавателей вузов UNIVERSITY TEACHER-2018. На конкурс была представлена разработанная преподавателем учебная программа дисциплины «Теория и технология речевого и литературного развития дошкольников».
Примечательные факты
2014 г.
• И.В. Гурова заняла I место в I Международном конкурсе "Наука без границ", организованном Научно-образовательным учреждением "Вектор науки».
2015 г.
• Февраль. Участие в работе IV Международного Педагогического Форума «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы».
• Март.
Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика городского пространства: теория, методология, практика».
• Апрель. Участие в VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015».
• Декабрь. Участие в Международной научно-практической конференции «Новая наука: проблемы и перспективы».
2016
• Март.
И. В. Гурова прошла обучение на вебинаре от издательства «Творческий Центр СФЕРА» «Актуальные проблемы речевого развития современного дошкольника».
Участие во II Международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен».
Участие в межвузовском научном семинаре «Христианство и античность в русской и европейской философии, истории и культуре» (г. Тольятти, Поволжский православный институт)
• Ноябрь.
Участие в практическом семинаре по теме «Методические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Участие в круглом столе «Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных организациях».
• Декабрь. Участие в работе III Международной научно-практической конференции «Славянские этносы, языки и культуры в современном мире».
2018 г.
• Март. И. В. Гурова совместно с доцентом А. В. Малько исполняет функции модератора площадки «Речевое и литературное развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций» на Международной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития».
• Апрель. Участие в Международной научной конференции «Лингвистика креатива: тенденции и перспективы развития нового научного направления» (Екатеринбург, УГПУ, 27-28 апреля 2018 г.).
• Июнь. И. В. Гурова заняла 1 место на VII Международном интеллектуальном конкурсе студентов, аспирантов, докторантов Discovery Science: University-2018 (Россия, Москва). В номинации «Исследовательский проект» по направлению «Филологические науки» преподавателем был представлен автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Гейт-производные в русском дискурсе».
• Октябрь. Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Медийно-информационная грамотность современного педагога» (Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г.).
• Октябрь. Выступление с докладом на Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в русском языке-2018» в Москве, Московском государственном областном университете
• Выступление с докладом на Всероссийской конференции с международным участием "Языкознание, литература и гуманитарные науки народов Евразии: прошлое, настоящее, будущее" (Уфа, 3 октября 2018 г., Башкирский государственный педагогический университет).
• Ноябрь. И. В. Гурова выступала с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Методические аспекты модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом» (Самара, СИПКРО, 15.11.2018).
2019 г.
• 5 февраля в МБОУ «Школа №53» г.о. Самара, в рамках реализации программы «Одаренные дети», была организована профильная смена «Эрудит», где младшие школьники под руководством И.В.Гуровой решали лингвистические задачи разной степени трудности на материале фонетики и графики, морфемики и словообразования, лексикологии и морфологии.
• 7 марта И. В. Гурова вместе с проф. Еленой Павловной Иванян перекрестная ссылка провели интерактивное занятие в форме диспута в рамках учебной дисциплины «Семиотика политического дискурса» филологического факультета (отделение журналистики) СГСПУ.
• 21 апреля И. В. Гурова приняла участие в проверке работ и проведении консультации с участниками во время проведения в СГСПУ 21 апреля 2019 года акции «Тотальный диктант».
• И. В. Гурова – одна их тех, с кем согласовывалось научное содержание Международной научно-практической конференции «Современное искусство: развитие, образование, среда», которая проводилось с 17 по 20 сентября 2019 г.
• Ноябрь. В III Международном конкурсе обучающихся и педагогов профессиональных учебных заведений PROFESSIONAL STARS – 2019 (1 сессия сезона 2019-2020) в номинации «Методические работы» (направление «Педагогические науки») И.В. Гурова заняла 1 место.
• И. В. Гурова участвовала в панорамной лекции «Словообразование как раздел науки о языке», проведенной на факультете начального образования СГСПУ совместно с проф. Е. П. Иванян .
• И. В Гурова участвовала в мероприятии по вопросам реализации высшего инклюзивного образования, организуемом Ресурсным учебно-методическим центром ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, находящимися на подведомственной РУМЦ территории, вебинар «Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».
• Ноябрь И. В. Гурова – ведущий организатор регионального межвузовского научного лингвистического конкурса студентов в рамках цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов» (на базе филологического факультета и факультета начальных классов СГСПУ).
• Ноябрь И. В. Гурова – ведущий организатор международного межвузовского конкурса декламации в рамках цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов» (на базе филологического факультета и факультета начальных классов СГСПУ).
• Ноябрь. И. В. Гурова подготовила команду студентов-победителей международного межвузовского конкурса декламации в рамках цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов» (на базе филологического факультета и факультета начальных классов СГСПУ).
• 16-20 декабря 2019 г. И. В. Гурова была ответственной за проведение олимпиады по русскому языку и методике обучения русскому языку и литературному чтению «Язык. Речь. Коммуникация» для студентов 3 курса. (профили обучения: «Дошкольное образование» и «Начальное образование»; «Начальное образование» и «Информатика»; «Начальное образование» и «Иностранный язык»).
• 20 декабря – И. В. Гурова – ответственная за проведение научно-методического семинара «Актуальные вопросы формирования читательской культуры дошкольного и младшего возраста»
• И.В. Гурова заняла I место в I Международном конкурсе "Наука без границ", организованном Научно-образовательным учреждением "Вектор науки».
2015 г.
• Февраль. Участие в работе IV Международного Педагогического Форума «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы».
• Март.
Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика городского пространства: теория, методология, практика».
• Апрель. Участие в VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015».
• Декабрь. Участие в Международной научно-практической конференции «Новая наука: проблемы и перспективы».
2016
• Март.
И. В. Гурова прошла обучение на вебинаре от издательства «Творческий Центр СФЕРА» «Актуальные проблемы речевого развития современного дошкольника».
Участие во II Международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен».
Участие в межвузовском научном семинаре «Христианство и античность в русской и европейской философии, истории и культуре» (г. Тольятти, Поволжский православный институт)
• Ноябрь.
Участие в практическом семинаре по теме «Методические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Участие в круглом столе «Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных организациях».
• Декабрь. Участие в работе III Международной научно-практической конференции «Славянские этносы, языки и культуры в современном мире».
2018 г.
• Март. И. В. Гурова совместно с доцентом А. В. Малько исполняет функции модератора площадки «Речевое и литературное развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций» на Международной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития».
• Апрель. Участие в Международной научной конференции «Лингвистика креатива: тенденции и перспективы развития нового научного направления» (Екатеринбург, УГПУ, 27-28 апреля 2018 г.).
• Июнь. И. В. Гурова заняла 1 место на VII Международном интеллектуальном конкурсе студентов, аспирантов, докторантов Discovery Science: University-2018 (Россия, Москва). В номинации «Исследовательский проект» по направлению «Филологические науки» преподавателем был представлен автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Гейт-производные в русском дискурсе».
• Октябрь. Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Медийно-информационная грамотность современного педагога» (Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г.).
• Октябрь. Выступление с докладом на Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в русском языке-2018» в Москве, Московском государственном областном университете
• Выступление с докладом на Всероссийской конференции с международным участием "Языкознание, литература и гуманитарные науки народов Евразии: прошлое, настоящее, будущее" (Уфа, 3 октября 2018 г., Башкирский государственный педагогический университет).
• Ноябрь. И. В. Гурова выступала с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Методические аспекты модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом» (Самара, СИПКРО, 15.11.2018).
2019 г.
• 5 февраля в МБОУ «Школа №53» г.о. Самара, в рамках реализации программы «Одаренные дети», была организована профильная смена «Эрудит», где младшие школьники под руководством И.В.Гуровой решали лингвистические задачи разной степени трудности на материале фонетики и графики, морфемики и словообразования, лексикологии и морфологии.
• 7 марта И. В. Гурова вместе с проф. Еленой Павловной Иванян перекрестная ссылка провели интерактивное занятие в форме диспута в рамках учебной дисциплины «Семиотика политического дискурса» филологического факультета (отделение журналистики) СГСПУ.
• 21 апреля И. В. Гурова приняла участие в проверке работ и проведении консультации с участниками во время проведения в СГСПУ 21 апреля 2019 года акции «Тотальный диктант».
• И. В. Гурова – одна их тех, с кем согласовывалось научное содержание Международной научно-практической конференции «Современное искусство: развитие, образование, среда», которая проводилось с 17 по 20 сентября 2019 г.
• Ноябрь. В III Международном конкурсе обучающихся и педагогов профессиональных учебных заведений PROFESSIONAL STARS – 2019 (1 сессия сезона 2019-2020) в номинации «Методические работы» (направление «Педагогические науки») И.В. Гурова заняла 1 место.
• И. В. Гурова участвовала в панорамной лекции «Словообразование как раздел науки о языке», проведенной на факультете начального образования СГСПУ совместно с проф. Е. П. Иванян .
• И. В Гурова участвовала в мероприятии по вопросам реализации высшего инклюзивного образования, организуемом Ресурсным учебно-методическим центром ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, находящимися на подведомственной РУМЦ территории, вебинар «Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».
• Ноябрь И. В. Гурова – ведущий организатор регионального межвузовского научного лингвистического конкурса студентов в рамках цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов» (на базе филологического факультета и факультета начальных классов СГСПУ).
• Ноябрь И. В. Гурова – ведущий организатор международного межвузовского конкурса декламации в рамках цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов» (на базе филологического факультета и факультета начальных классов СГСПУ).
• Ноябрь. И. В. Гурова подготовила команду студентов-победителей международного межвузовского конкурса декламации в рамках цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов» (на базе филологического факультета и факультета начальных классов СГСПУ).
• 16-20 декабря 2019 г. И. В. Гурова была ответственной за проведение олимпиады по русскому языку и методике обучения русскому языку и литературному чтению «Язык. Речь. Коммуникация» для студентов 3 курса. (профили обучения: «Дошкольное образование» и «Начальное образование»; «Начальное образование» и «Информатика»; «Начальное образование» и «Иностранный язык»).
• 20 декабря – И. В. Гурова – ответственная за проведение научно-методического семинара «Актуальные вопросы формирования читательской культуры дошкольного и младшего возраста»
Достижения студентов
На протяжении многих лет И. В. Гурова руководит научно-исследовательской работой студентов; под её руководством студенты пишут курсовые и дипломные работы, магистерские диссертации, готовятся к выступлениям и выступают на научных студенческих конференциях разного статуса (межвузовских, региональных, всероссийских и международных) в разных городах Самарского региона и России, студенты продвигаются по пути исследовательской деятельности, достигая высот, получая призовые места.
2015 г.
• Ханова А. Р. II место на студенческой научной конференции "День науки - 2015", секция «Филология».
• Ермолаева О. А. Диплом участника Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика городского пространства: теория, методология, практика».
2016 г.
• Евсеева Н. Ю. Грамота участника 60 Студенческой научной конференции "День науки - 2016" (секция "Филология"), победитель в номинации "Приз зрительских симпатий".
• Евсеева Н. Ю. Диплом участника Студенческой научной конференции "День науки - 2016" за III место, секция "Филология".
2017 г.
• Евсеева Н. Ю. Диплом "ЛИНГВА-ЭРУДИТ-2017" за научное сочинение «Текст-описание как средство развития связной речи дошкольников».
2018 г.
• Статья Касатовой Ю. В. Игровые технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста // Scientific research – 2018: Proceedings of articles the III International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, 2018, November, 29-30 [Electronic resource] / Editors prof. M.P.Shishkarev. – Electron. txt. d. (1 file 7 MB). – Czech Republic, Karlovy Vary: Skleněný Můstek – Russia, Kirov: MCNIP, 2018. С. 531-535.
• Статья Шеиной М. К. Характеристика детских этимологических окказионализмов // Scientific research – 2018: Proceedings of articles the III International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, 2018, November, 29-30 [Electronic resource] / Editors prof. M.P.Shishkarev. – Electron. txt. d. (1 file 7 MB). – Czech Republic, Karlovy Vary: Skleněný Můstek – Russia, Kirov: MCNIP, 2018.С. 469-473.
• Шеина М. К. Диплом 1 степени на региональном межвузовском научном лингвистическом конкурсе студентов в рамках заключительного этапа цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов».
• Шеина М. К. Диплом за 3 место в конкурсе статей IV Международной научной конференции «Scientific research-2018». Карловы Вары-Москва.
• Шеина М. К. Диплом победителя Международного межвузовского конкурса декламации в рамках цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов».
• Касатова Ю. В. Диплом за 3 место в конкурсе статей III Международной научной конференции «Scientific research – 2018».
• Цветкова М. Диплом «ЛИНГВА-НАДЕЖДА-2018» за научную работу «Лингвистические основы формирования коммуникативных качеств речи младшего школьника».
• Цветкова М. Диплом II степени, призер XII Межвузовской научной конференции молодых ученых «Язык. Культура. Личность».
• Шеина М. К. Свидетельство участника XII Межвузовской научной конференции молодых ученых «Язык. Культура. Личность».
2019 г.
• Шеина М. К. Диплом за 2 место на региональной молодежной научно-практической конференции «Современные гуманитарные науки в аспекте духовно-нравственных традиций и педагогических новаций» г. Тольятти, Поволжский православный институт.
• Шеина М. К. Диплом финалиста Международного методологического конкурса «Аксиологический урок русского языка» (г. Москва).
• Касатова Ю. В. Сертификат участника Международного методологического конкурса «Аксиологический урок русского языка» (г. Москва).
2015 г.
• Ханова А. Р. II место на студенческой научной конференции "День науки - 2015", секция «Филология».
• Ермолаева О. А. Диплом участника Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика городского пространства: теория, методология, практика».
2016 г.
• Евсеева Н. Ю. Грамота участника 60 Студенческой научной конференции "День науки - 2016" (секция "Филология"), победитель в номинации "Приз зрительских симпатий".
• Евсеева Н. Ю. Диплом участника Студенческой научной конференции "День науки - 2016" за III место, секция "Филология".
2017 г.
• Евсеева Н. Ю. Диплом "ЛИНГВА-ЭРУДИТ-2017" за научное сочинение «Текст-описание как средство развития связной речи дошкольников».
2018 г.
• Статья Касатовой Ю. В. Игровые технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста // Scientific research – 2018: Proceedings of articles the III International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, 2018, November, 29-30 [Electronic resource] / Editors prof. M.P.Shishkarev. – Electron. txt. d. (1 file 7 MB). – Czech Republic, Karlovy Vary: Skleněný Můstek – Russia, Kirov: MCNIP, 2018. С. 531-535.
• Статья Шеиной М. К. Характеристика детских этимологических окказионализмов // Scientific research – 2018: Proceedings of articles the III International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, 2018, November, 29-30 [Electronic resource] / Editors prof. M.P.Shishkarev. – Electron. txt. d. (1 file 7 MB). – Czech Republic, Karlovy Vary: Skleněný Můstek – Russia, Kirov: MCNIP, 2018.С. 469-473.
• Шеина М. К. Диплом 1 степени на региональном межвузовском научном лингвистическом конкурсе студентов в рамках заключительного этапа цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов».
• Шеина М. К. Диплом за 3 место в конкурсе статей IV Международной научной конференции «Scientific research-2018». Карловы Вары-Москва.
• Шеина М. К. Диплом победителя Международного межвузовского конкурса декламации в рамках цикла научных мероприятий «Лаборатория лингвистических смыслов».
• Касатова Ю. В. Диплом за 3 место в конкурсе статей III Международной научной конференции «Scientific research – 2018».
• Цветкова М. Диплом «ЛИНГВА-НАДЕЖДА-2018» за научную работу «Лингвистические основы формирования коммуникативных качеств речи младшего школьника».
• Цветкова М. Диплом II степени, призер XII Межвузовской научной конференции молодых ученых «Язык. Культура. Личность».
• Шеина М. К. Свидетельство участника XII Межвузовской научной конференции молодых ученых «Язык. Культура. Личность».
2019 г.
• Шеина М. К. Диплом за 2 место на региональной молодежной научно-практической конференции «Современные гуманитарные науки в аспекте духовно-нравственных традиций и педагогических новаций» г. Тольятти, Поволжский православный институт.
• Шеина М. К. Диплом финалиста Международного методологического конкурса «Аксиологический урок русского языка» (г. Москва).
• Касатова Ю. В. Сертификат участника Международного методологического конкурса «Аксиологический урок русского языка» (г. Москва).
Педагогическая династия
В Год педагога и наставника Министерство просвещения Российской Федерации реализует масштабный онлайн-проект «Педагогические династии России», и мы посчитали важным рассказать о нашей педагогической династии, представленной 22 членами, среди которых учителя школ, педагоги дополнительного образования, преподаватели колледжей и вузов. Всегда пример педагогов старшего поколения семьи (их преданность учительскому делу, самоотверженное служение людям) был определяющим в выборе молодёжью профессии, связанной с образованием и воспитанием. 1. Прапрабабушка Юлия Перфильевна Бородина - домашняя учительница. 2. Дедушка Юрий Владимирович Лихачев - учитель физики, математики и начальной военной подготовки; директор Пыскорской неполной средней школы; заместитель директора Кикнурской средней школы по производственному обучению; Отличник народного просвещения СССР; Отличник гражданской обороны СССР; награжден почетными знаками ЦК ВЛКСМ и ДОСААФ. Биография дедушки: https://vk.com/id422650823?w=wall422650823_180/all 3. Двоюродный брат дедушки Николай Александрович Уртминцев - кандидат технических наук; с 1945 г. по 1986 г. трудился в Горьковском институте инженеров водного транспорта старшим инженером, ассистентом, доцентом, занимал должности декана факультета судовождения и эксплуатации (1964 – 1970) и декана судоводительского факультета (1970 – 1978). Один из инициаторов и организаторов создания на судоводительском факультете специализации «Судовождение на морских путях», что позволило выпускникам ГИИВТа участвовать в международных перевозках. 4. Троюродный брат дедушки Алексей Константинович Болотов - кандидат технических наук, профессор; первый ректор Вятской сельскохозяйственной академии, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
5. Зять (муж сестры) дедушки Николай Георгиевич Федин - кандидат педагогических наук; много лет преподавал в Московском государственном заочном педагогическом институте (МГЗПИ), был деканом. Автор нескольких популярных пособий, в частности «Толкового словаря математических терминов» (совместно с О. В. Мантуровым, Ю. К. Солнцевым и Ю. И. Соркиным).
6. Мой папа Владимир Юрьевич Лихачев - инженер водного транспорта; 2 года преподавал в Школе юных моряков.
7. Двоюродный брат моего папы Сергей Николаевич Федин - кандидат физико-математических наук; преподаватель, поэт, детский писатель. Автор учебного пособия «Геометрия треугольника в задачах» (совместно с Е. Д. Куланиным), автор-составитель книги «Математики тоже шутят». Публиковался в журналах «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Техника — молодежи», «Новое литературное обозрение» и др. Ведущий научно-популярных и занимательных рубрик во взрослых и детских журналах. Специалист в области комбинаторной литературы.
8. Двоюродный брат моего папы Алексей Аркадьевич Токарев - учитель физики МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области, Почетный работник общего образования РФ.
9. Жена А.А. Токарева Светлана Альбертовна Токарева - учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
10. Троюродный брат моего папы Юрий Николаевич Уртминцев - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления транспортом Волжского государственного университета водного транспорта (г. Нижний Новгород). 11. Жена Ю.Н. Уртминцева - Марина Генриховна Уртминцева - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой славянской филологии и культуры Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
12. Моя мама Валентина Семеновна Лихачева - преподаватель русского языка и литературы Самарского социально-педагогического колледжа; Почетный работник среднего профессионального образования РФ. https://vk.com/id422650823?w=wall422650823_239/all 13. Мой дядя Николай Семенович Комаров - учитель истории (Нижегородская область) 14. Моя тетя Светлана Шамильевна Лихачева - учитель технологии высшей категории ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. Педагогический стаж - 21 год.
15. Мой брат Владислав Владимирович Лихачев - работал в июле-августе 1996 г. вожатым во Всероссийском детском центре "Орленок". С сентября 1996 г. по январь 2001 г. работал педагогом дополнительного образования и педагогом-организатором в Самарском Дворце детского и юношеского творчества. В 2008-2015 гг. преподавал на кафедре организации работы с молодёжью факультета государственного и муниципального управления в Международном институте рынка (Самара). По краткосрочным договорам в разное время (2002, 2003, 2016, 2018 гг.) работал в Центре развития образования г.о. Самара и в Самарском государственном социально-педагогическом университете. Автор 8 публикаций по педагогике.
16. Жена брата Оксана Владимировна Лихачева - преподаватель английского языка. 17. Бабушка О.В. Лихачевой Лидия Александровна Муравьева - преподаватель, заведующий фортепианным отделением Куйбышевского (Самарского) музыкального училища. https://vk.com/wall6546323_2382 18. Дедушка О.В. Лихачевой Валерий Дмитриевич Муравьев - преподаватель Куйбышевского политехнического института, изобретатель. 19. Мама О.В. Лихачевой Ирина Валериевна Кузьмина - преподаватель фортепиано в музыкальных школах Самары, а также в Куйбышевском музыкальном училище; обучала детей музыке в студии Дома офицеров военного гарнизона. 20. Прапрадед О.В. Лихачевой Дмитрий Федорович Богданов - учитель в Назаретском пансионе, инспектор Сирийских школ. Член Совета Императорского Православного Палестинского общества, сенатор Российской империи Николай Ми́лиевич Ани́чков курировал учебные и врачебные заведения в Сирии и Палестине. В 1899 году он в течение трёх месяцев посещал указанные заведения, а затем составил
отчёт, опубликованный в 1901–1910 годах отдельным двухтомным изданием. В отчете Н.М. Аничкова читаем:«Инспектором двух районов в Северной и Южной Сирии состоит Дмитрий Федорович Богданов, сын священника Казанской губернии, молодой человек 29 лет, окончивший 5 лет тому назад курс Казанской духовной академии. Он посвятил себя еще в академии изучению теории арабского языка и по окончании курса искал возможности попасть на Восток, чтобы научиться и практически этому языку. В 1894 году он занял место учителя в Назаретском пансионе, а спустя четыре года был назначен инспектором Сирийских школ, заняв место Александра Ивановича Якубовича, пробывшего на службе общества почти 10 лет и оказавшего не мало пользы делу развития и упрочения школ общества. Д.Ф. Богданов отличается большой энергией, очень хорошо владеет арабским языком, знает условия жизни местного населения, сумел сойтись с высшей духовной и светской администрацией, знаком со многими властями и своей обходительностью привлекает к себе общее расположение и даже особую приязнь со стороны городских и сельских влиятельных обывателей. Его знакомство со всеми качествами учителей вверенных его надзору школ и забота о их нуждах приобрели ему уважение в среде подчиненных, а добрые отношения к митрополитам и гражданским властям делают то, что они готовы всегда идти навстречу ходатайствам".
21. Мой сын Сергей Вячеславович Гуров - старший преподаватель кафедры инфраструктуры финансовых рынков, младший научный сотрудник Центра финансовых исследований и анализа данных, аспирант НИУ "Высшая школа экономики" (г. Москва), кандидат экономических наук.
22. Обобщила информацию о педагогической династии Ирина Владимировна Гурова - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования Самарского государственного социально-педагогического университета, автор 99публикаций по проблемам лингвистики, методики преподавания русского языка, педагогики.
5. Зять (муж сестры) дедушки Николай Георгиевич Федин - кандидат педагогических наук; много лет преподавал в Московском государственном заочном педагогическом институте (МГЗПИ), был деканом. Автор нескольких популярных пособий, в частности «Толкового словаря математических терминов» (совместно с О. В. Мантуровым, Ю. К. Солнцевым и Ю. И. Соркиным).
6. Мой папа Владимир Юрьевич Лихачев - инженер водного транспорта; 2 года преподавал в Школе юных моряков.
7. Двоюродный брат моего папы Сергей Николаевич Федин - кандидат физико-математических наук; преподаватель, поэт, детский писатель. Автор учебного пособия «Геометрия треугольника в задачах» (совместно с Е. Д. Куланиным), автор-составитель книги «Математики тоже шутят». Публиковался в журналах «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Техника — молодежи», «Новое литературное обозрение» и др. Ведущий научно-популярных и занимательных рубрик во взрослых и детских журналах. Специалист в области комбинаторной литературы.
8. Двоюродный брат моего папы Алексей Аркадьевич Токарев - учитель физики МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области, Почетный работник общего образования РФ.
9. Жена А.А. Токарева Светлана Альбертовна Токарева - учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
10. Троюродный брат моего папы Юрий Николаевич Уртминцев - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления транспортом Волжского государственного университета водного транспорта (г. Нижний Новгород). 11. Жена Ю.Н. Уртминцева - Марина Генриховна Уртминцева - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой славянской филологии и культуры Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
12. Моя мама Валентина Семеновна Лихачева - преподаватель русского языка и литературы Самарского социально-педагогического колледжа; Почетный работник среднего профессионального образования РФ. https://vk.com/id422650823?w=wall422650823_239/all 13. Мой дядя Николай Семенович Комаров - учитель истории (Нижегородская область) 14. Моя тетя Светлана Шамильевна Лихачева - учитель технологии высшей категории ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. Педагогический стаж - 21 год.
15. Мой брат Владислав Владимирович Лихачев - работал в июле-августе 1996 г. вожатым во Всероссийском детском центре "Орленок". С сентября 1996 г. по январь 2001 г. работал педагогом дополнительного образования и педагогом-организатором в Самарском Дворце детского и юношеского творчества. В 2008-2015 гг. преподавал на кафедре организации работы с молодёжью факультета государственного и муниципального управления в Международном институте рынка (Самара). По краткосрочным договорам в разное время (2002, 2003, 2016, 2018 гг.) работал в Центре развития образования г.о. Самара и в Самарском государственном социально-педагогическом университете. Автор 8 публикаций по педагогике.
16. Жена брата Оксана Владимировна Лихачева - преподаватель английского языка. 17. Бабушка О.В. Лихачевой Лидия Александровна Муравьева - преподаватель, заведующий фортепианным отделением Куйбышевского (Самарского) музыкального училища. https://vk.com/wall6546323_2382 18. Дедушка О.В. Лихачевой Валерий Дмитриевич Муравьев - преподаватель Куйбышевского политехнического института, изобретатель. 19. Мама О.В. Лихачевой Ирина Валериевна Кузьмина - преподаватель фортепиано в музыкальных школах Самары, а также в Куйбышевском музыкальном училище; обучала детей музыке в студии Дома офицеров военного гарнизона. 20. Прапрадед О.В. Лихачевой Дмитрий Федорович Богданов - учитель в Назаретском пансионе, инспектор Сирийских школ. Член Совета Императорского Православного Палестинского общества, сенатор Российской империи Николай Ми́лиевич Ани́чков курировал учебные и врачебные заведения в Сирии и Палестине. В 1899 году он в течение трёх месяцев посещал указанные заведения, а затем составил
отчёт, опубликованный в 1901–1910 годах отдельным двухтомным изданием. В отчете Н.М. Аничкова читаем:«Инспектором двух районов в Северной и Южной Сирии состоит Дмитрий Федорович Богданов, сын священника Казанской губернии, молодой человек 29 лет, окончивший 5 лет тому назад курс Казанской духовной академии. Он посвятил себя еще в академии изучению теории арабского языка и по окончании курса искал возможности попасть на Восток, чтобы научиться и практически этому языку. В 1894 году он занял место учителя в Назаретском пансионе, а спустя четыре года был назначен инспектором Сирийских школ, заняв место Александра Ивановича Якубовича, пробывшего на службе общества почти 10 лет и оказавшего не мало пользы делу развития и упрочения школ общества. Д.Ф. Богданов отличается большой энергией, очень хорошо владеет арабским языком, знает условия жизни местного населения, сумел сойтись с высшей духовной и светской администрацией, знаком со многими властями и своей обходительностью привлекает к себе общее расположение и даже особую приязнь со стороны городских и сельских влиятельных обывателей. Его знакомство со всеми качествами учителей вверенных его надзору школ и забота о их нуждах приобрели ему уважение в среде подчиненных, а добрые отношения к митрополитам и гражданским властям делают то, что они готовы всегда идти навстречу ходатайствам".
21. Мой сын Сергей Вячеславович Гуров - старший преподаватель кафедры инфраструктуры финансовых рынков, младший научный сотрудник Центра финансовых исследований и анализа данных, аспирант НИУ "Высшая школа экономики" (г. Москва), кандидат экономических наук.
22. Обобщила информацию о педагогической династии Ирина Владимировна Гурова - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования Самарского государственного социально-педагогического университета, автор 99публикаций по проблемам лингвистики, методики преподавания русского языка, педагогики.